В рамках сессии, организованной ВТБ Инфраструктурный Холдинг, участники обсудили основные вызовы отрасли и меры, которые должно предпринять государство для привлечения инвестиций в дороги. Представители Росавтодора и ГК "Автодор" поделились, каких результатов уже удалось добиться и какие задачи стоят перед ними на ближайший период. 

"Инфраструктурное, в частности, дорожное строительство было и остается локомотивом инвестиций, локомотивом ввода новых объектов в стране. На примере крупных транспортных инвестпроектов мы видим, как создаваемая инфраструктура позволяет увеличивать ВРП, создавать новые рабочие места, улучшать транспортную доступность для населения", - отметил модератор дискуссии, руководитель ВТБ Инфраструктурный Холдинг. По его словам, государство озвучило масштабные планы по строительству дорог и дальнейшему развитию инфраструктуры, в том числе с привлечением внебюджетных средств, и для их реализации необходимо наладить взаимодействие между всеми участниками рынка.

Среди основных вызовов, с которыми сталкивается сегодня дорожная отрасль, участники назвали высокую процентную ставку, удорожание материалов, проблемы с импортозамещением, потребность в софинансировании из федерального бюджета.

Как отметил представитель ГК "Автодор", только за счет федерального бюджета невозможно реализовывать масштабные дорожные проекты, необходимо привлекать внебюджетные средства. По его словам, у банковского сообщества есть необходимый объем ликвидности и интерес к инфраструктурным проектам, а механизм концессии знаком всем участникам рынка. Однако препятствием для реализации проектов в госкомпании считают высокую ключевую ставку. В Росавтодоре напомнили про ограничение на софинансирование ГЧП-проектов в рамках "дорожного" нацпроекта - 25% от всего объема заложенных средств. Росавтодор готовил предложения по увеличению объемов, но они пока находятся на стадии рассмотрения. При этом в рамках двух этапов отбора подано 12 заявок на софинансирование региональных концессионных проектов.

Одним из возможных механизмов привлечения финансирования на дорожные проекты на выгодных условиях, по мнению участников, является Фабрика проектного финансирования, запущенная ВЭБом. Кроме того, регионы с этого года могут привлекать специальные казначейские кредиты по 3,5%.

Присутствующие со стороны строителей представители ГК "Нацпроектстрой" и "ДСК Автобан" выразили готовность участвовать в масштабных планах правительства по развитию дорожной сети в стране, в том числе в рамках ГЧП. Однако необходимо обратить внимание не только на удорожание строительства (правительство в 2021 году запустило механизм пересмотра цен контрактов из-за удорожания строительства), но и на увеличившиеся затраты на эксплуатацию объектов. Кроме того, участники отметили важность обеспечения объемов дорожного строительства и привлечения частных инвестиций в него. 

При этом важным ограничением для развития дорог и привлечения внебюджетного финансирования участники дискуссии считают законодательство, в частности, недавно принятые поправки, разработанные Минэкономразвития. Позиция присутствующих была единогласная: необходимо всем сообществом, в том числе через профильные ассоциации, более активно принимать участие в подготовке законодательных изменений.

В статье используются материалы из источника:

https://www.interfax.ru/events/news/926106