От перехода на РИМ отрасль ждет, в первую очередь, возможность составления сметной документации с максимально возможным учетом текущего уровня цен на основные строительные ресурсы. Это учет размера оплаты труда, приближенного к фактическим выплатам, и динамики колебания стоимости отдельных материальных ресурсов независимо друг от друга. Безусловно есть и опасения в переходе на РИМ: отсутствие прямых сметных цен на ключевые ценообразующие строительные ресурсы, степень укрупнения индекса по группам строительных ресурсов, трудоемкость расчета и мало предсказуемый результат.

ФАУ «РОСДОРНИИ» выполняет важные задачи, направленные на совершенствование ценообразования и сметного нормирования в дорожном хозяйстве: разрабатывает и актуализирует методики и сметные нормы, учитывающие применение в дорожной деятельности новых технологий и материалов на основе требований межгосударственных и национальных стандартов; актуализирует отраслевую сметно-нормативную базу, применяемую при ремонте и содержании автомобильных дорог.

Деятельность Института в области ценообразования направлена на повышение достоверности определения сметной стоимости проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог, учет специфики выполнения работ на объектах дорожного хозяйства.

Для успешного внедрения РИМ в дорожном хозяйстве, результат которого окажет существенное влияние на его достоверность, необходима, во-первых, разработка нормативов для определения сметной стоимости проектных и строительно-монтажных работ.
В рамках этого направления осуществляется разработка проектов: методик нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации; сметных норм (ГЭСН) с внесением строительных ресурсов в Федеральную сметную нормативную базу (ФСНБ); во-вторых, анализ и расчет заработной платы работников дорожного хозяйства для ее учета при формировании сметной стоимости.

Особое внимание необходимо уделять мониторингу цен специализированных строительных ресурсов, используемых для выпуска индексов по группам однородных ресурсов. Ресурсы, имеющие схожие технические характеристики и, что важно, схожий темп изменения стоимости во времени, объединяют в группы однородных строительных ресурсов. В каждой группе определяется ресурс-представитель – это строительный ресурс, наиболее часто применяемый в дорожном строительстве из включенных в группу. Они сформированы
в Перечне специализированных строительных ресурсов, которые утверждены Приказом Минстроя Российской Федерации от 29.06.2023 № 464/пр «О формировании перечней специализированных строительных ресурсов» (далее-Приказ №464/пр) по видам объектов капитального строительства.

Для расчета и публикации индексов по однородным группам ресурсов федеральные органы исполнительной власти и компании, имеющие отраслевую специфику, ежеквартально направляют в ФАУ «Главгосэкспертиза России» данные о текущей стоимости таких ресурсов
в соответствии с Правилами и требованиями, установленными Минстроем Российской Федерации. Учреждение осуществляет проверку, верификацию данных и расчет индексов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452 (ред. от 15.04.2022) «О мониторинге цен строительных ресурсов» (вместе с «Правилами мониторинга цен строительных ресурсов») во ФГИС ЦС должны быть размещены сметные цены и информация об индексах по однородным группам ресурсов.

Индексы по группам строительных ресурсов рассчитываются как отношение сметной стоимости ресурса-представителя в текущем уровне цен к его стоимости в базисном уровне цен. Базисная стоимость установлена в ФСБЦ. В случае, если ресурсов-представителей несколько, то индекс по группе ресурсов определяется как среднее арифметическое между индексами по каждому ресурсу-представителю. Полученный таким образом индекс по группе ресурсов устанавливается одинаковым для каждого строительного ресурса, включенного
в группу. При этом по ресурсам-представителям, входящим в группу, публикуются текущие сметные цены, так как данные для их расчета получены по результатам мониторинга стоимости за отчетный период.

В соответствии с Приказом № 464/пр в Перечень специализированных строительных ресурсов для дорожного хозяйства входят 95 позиций, из которых 74 – материальные ресурсы, а 21 – машины и механизмы. Важно отметить, что в указанный Перечень также «перешли» ресурсы, входящие в состав ресурсно-технологических моделей для отраслевых укрупненных индексов по объектам «АД», «ИДС», «САД».

На ресурсах-представителях «лежит огромная ответственность». Именно их динамика изменения стоимости от квартала к кварталу будет определять динамику изменения стоимости всех ресурсов в группе. Для того, чтобы обоснованно назначить ресурс-представитель и корректно объединить ресурсы в группу, необходим детальный анализ огромного массива данных, как частоты применения ресурсов на территории Российской Федерации, так и однородности динамики изменения их стоимости.

Перечень специализированных строительных ресурсов для дорожного хозяйства, утвержденный сегодня, предложен ФАУ «Главгосэкспертиза России» и согласован с учетом имеющейся информации о частоте применения тех или иных ресурсов, полученной от федеральных казенных учреждений и субъектов Российской Федерации.

Учитывая территорию страны, ее природно-климатические особенности, в условиях которых осуществляется строительство объектов, и как следствие, вариативность в выборе конструктивных решений и строительных материалов, Перечень специализированных ресурсов должен постоянно актуализироваться, отражать технологические и экономические изменения. Возможно, в будущем отрасли следует подумать о различных Перечнях специализированных ресурсов в территориальном разрезе (по федеральным округам или субъектам РФ).
Результаты мониторинга и сбора данных, который сейчас проводится, должны выявить пробелы и возможные неточности Перечня. Для сбора данных о стоимости ресурсов специалисты ФАУ «РОСДОРНИИ» взаимодействуют с производителями и поставщиками; субъектами РФ; подрядными организациями; региональными центрами мониторинга.

Важную роль выполняют федеральные казенные учреждения (ФКУ), которые по поручению Росавтодора также направляют данные о текущей стоимости специализированных строительных ресурсов. Для того, чтобы сформировать полный комплект информации для расчета отраслевых индексов по однородным группам ресурсов для дорожного хозяйства необходимо собрать и проанализировать в общей сложности 35 100 коммерческих предложений. Для сравнения – для выпуска отраслевых индексов к СМР, ФАУ «РОСДОРНИИ»
анализировал порядка 14 тысяч коммерческих предложений. Сбор данных для обоснования стоимости осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Минстроем Российской Федерации:

—  обосновывающие документы (коммерческое предложение, счет, счет-фактура, скриншот
с интернет-ресурса) на каждый строительный ресурс в каждом субъекте Российской Федерации, в том числе для каждой ценовой зоны субъекта Российской Федерации;

— обосновывающий документ должен содержать наименование организации, ИНН, код причины постановки на учет, контактные данные юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также данные об исполнителе документа: фамилия, имя, отчество, контактный телефон, информацию об учете (или не учете) в отпускных ценах налога на добавленную стоимость.

В целях максимальной достоверности и сопоставимости ежеквартально предоставляемых данных, информация о стоимости должна предоставляться одними и теми же организациями производителями и поставщиками. К сожалению, не всегда удается в полной мере выполнить поставленные требования. Часто отрасль сталкивается с фактами неприменения на территории субъекта РФ (ценовой зоны) конкретных строительных ресурсов. И это — слабые места Перечня специализированных ресурсов, которые необходимо устранить.

Важно, чтобы при выявлении, такие случаи фиксировались и справочно указывались альтернативные марки или ресурсы, которые применяются при строительстве объектов, находящихся в ведении организации. Еще одна распространённая ситуация, с которой сталкивается отрасль, – это отсутствие производителей и поставщиков отдельного ресурса в границах ценовой зоны субъекта Российской Федерации. В таком случае в соответствии с положениями Приказа Минстроя Российской Федерации от 05.06.2019 № 326/пр (ред. от 13.01.2023) «Об утверждении Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства» организация вправе привезти данный ресурс из ближайшего субъекта. Однако не все ресурсы являются перевозимыми на большое расстояние.
Например, асфальтобетонную смесь не перевезти. Также величина транспортных затрат в отдаленных регионах может превышать стоимость самого ресурса. Другой ситуацией, с которой многие уже столкнулись, является дополнительный запрос калькуляций затрат
на приготовление строительных ресурсов для подтверждения их стоимости в ФАУ «Главгосэкспертиза России». Такая необходимость возникает при фактах существенного отличия в стоимости одного и того же строительного ресурса в один отчетный период.

Таким образом, для обеспечения перехода на РИМ объектов дорожного хозяйства необходимо обеспечение выпуска индексов по группам однородных строительных ресурсов, имеющих отраслевую специфику.

Кроме того, учитывая, что практическое применение БИМ (ФСНБ-2020 + Индексы к СМР) будет возможно и в дальнейшем в случае, если: задание на проектирование выдано до момента перехода на РИМ; осуществляется корректировка сметной документации в составе проектной или рабочей, разработанной с использованием БИМ; необходимо обеспечить продолжение выпуска так называемых «укрупненных» индексов (к СМР). Сейчас в дорожной отрасли осуществляются кардинальные изменения в ценообразовании, что требует внимательного и структурированного подхода именно на местах в каждом учреждении. Общая консолидация усилий и оперативный обмен опытом позволит безболезненно осуществить переход на ресурсно-индексный метод, обеспечит эффективное развитие отрасли.

В статье используются материалы из источника:

https://smeta-na.ru/cenoobrazovanie/sovershenstvovanie-cenoobrazovaniya-i-smetnogo-normirovaniya-pri-perehode-na-resursno-indeksnyj-metod/