Использование данных строительных материалов позволит снизить расходы на материалы, сократить выбросы парниковых газов и решить проблему утилизации отходов теплоэнергетики. 

В Минстрое подчеркнули, что применение золы в качестве компонента бетонной смеси снизит себестоимость данного стройматериала на 10–20%. Кроме того, готовая продукция будет обладать улучшенными свойствами.

Также применение угольных отходов в строительстве способствует снижению выбросов парниковых газов, так как замена цемента на золу уменьшает потребление энергии и выбросы СО2 на 0,8–1 тонну на каждую тонну замещенного цемента. Также утилизация золы и шлаков позволяет освобождать земельные участки, занятые складами этих отходов, и предотвращать загрязнение почвы и воды.

В скором времени будет подтверждена экономическая и техническая целесообразность применения золы в строительстве. Только и после этого будет предложено ввести использование подробного материала при строительстве дорог и домов. Итоговую версию проекта планируется отправить на рассмотрение в правительство РФ до конца сентября 2023 года.

Начать приоритетное применение золошлаков (ЗШО) при строительстве на федеральных, региональных и местных стройках дорог и домов при подтверждении технико-экономической целесообразности. Такое предложение было озвучено на заседании комиссии по энергетике Госсовета. С проектом протокола по его итогам от 23 августа ознакомились «Известия».Финальную версию документа планируется направить на рассмотрение в правительство до конца месяца, уточнил источник в отрасли, знакомый с ситуацией. Золошлаковые отходы (ЗШО) образуются в процессе сжигания угля в котле на тепловых электростанциях (ТЭЦ). Они используются для производства бетона, строительных смесей и др. Преимущество состоит в значительной экономии первичного сырья и ресурсов.

В настоящее время в России производится около 200 миллионов тонн золы и шлаков в год, из которых только около 20 миллионов тонн используются в различных отраслях. Остальные отходы складируются на специальных площадках, занимающих более 4 тысяч квадратных километров. Это приводит к экологическим рискам и дополнительным расходам на содержание и рекультивацию складов.

— Вопрос использования ЗШО в строительстве будет прорабатываться с участниками профильного сообщества и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, — рассказали «Известиям» в Минприроды.

При этом в ведомстве отметили, что использование золошлаков в дорожном строительстве не только снижает негативное воздействие на окружающую среду, но и заменяет традиционные нерудные материалы в большинстве случаев на более дешевые и доступные.

Так, золошлаки применялись при сооружении транспортных развязок в Ступинском районе и на МКАД в Люберецком районе Московской области, на трассе Р-254 «Иртыш» в Новосибирской области, а также при строительстве дороги «Северный обход Омска».Действующая нормативно-техническая база, подготовленная Минстроем на основе проведенных научных исследований, позволяет применять золошлаковые накопления в строительстве, но всё же этого недостаточно, заявил «Известиям» замглавы ведомства Сергей Музыченко.            
— Для систематического и действительно широкого использования ресурса в отрасли необходимо создать условия, чтобы это было не просто безопасно и обосновано с технической и экологической точек зрения, но и было экономически эффективно. Последнее может быть обеспечено только в результате совместных усилий бизнеса, госкомпаний и органов власти, — сказал замминистра. 

По словам чиновника, в первую очередь властям и бизнесу нужно организовать размещение информации о физических характеристиках золошлаков, необходимых для проектировщиков. Это позволит разрабатывать проектную документацию зданий, сооружений и линейных объектов, рассчитанную на широкое применение при строительстве золошлаковых смесей и материалов на их основе.

Расходы на логистику, хранение ресурса во время перевозки при отрицательных температурах и другие особенности технологических процессов делают ее использование недостаточно рентабельным, но этот вопрос возможно решить совместными усилиями всех заинтересованных сторон, заключил он.

Для расширения в регионах сбыта продукции из ЗШО правительство в июне 2022 года утвердило комплексный план по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов, разработанный Минэнерго. Согласно документу, уже в начале 2023 года в 19 субъектах РФ местные администрации должны были утвердить планы по наращиванию объемов применения такого сырья, но в итоге сделали это только в Томской, Тульской и Кемеровской областях, а также в Хакасии, отметил исполнительный директор Национальной ассоциации развития вторичного использования сырья (АРВИС) Никита Осокин.

По его словам, также разрабатываются программы в Бурятии и Якутии, Алтайском, Забайкальском, Красноярском, Приморском и Хабаровском краях, а также в Иркутской, Магаданской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Рязанской и Сахалинской областях.

— В ряде регионов использование ЗШО развивается медленнее, так как всё еще сохраняется устаревшее восприятие золошлаков как отходов, а не как сырья, — сказал эксперт. По данным Минэнерго, мера снизит издержки российской экономики более чем на 113 млрд рублей к 2035 году — за счет сохранения в хозяйственном обороте до 3 тыс. га земель без необходимости их использования для размещения ЗШО, а также сбережения до 15 млн т полезных ископаемых (песок, суглинок, щебень) ежегодно за счет их замены вторичным золошлаковым сырьем. Сейчас на отвалах в России хранится порядка 1,3 млрд т такого сырья, указано в документе. Там подчеркнули, что ежегодно от сжигания угля на ТЭС образуется порядка 18 млн т ЗШО, из которых на текущий момент в хозяйственный оборот вовлекается около 20%. В энергетической стратегии РФ до 2035 года поставлена задача увеличить этот показатель до 50%.  Сэкономленные 113 млрд рублей за более чем 10 лет — незначительная сумма, если рассматривать ее в масштабах федеральных расходов на строительство. Так, например, только объем финансирования пятилетней программы строительства дорог в России превышает 13 трлн рублей. Однако, если оценивать экономию с точки зрения отдельных регионов или компаний, то успешное внедрение ЗШО может действительно улучшить экологическую и экономическую ситуацию в субъектах, — отметил зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев.
Также развитие технологий применения золы в производстве позволит субъектам привлечь международных инвесторов: использование ЗШО становится всё более востребованным в мире, и сотрудничество в этой сфере с российскими предприятиями интересно китайским компаниям, рассказал Никита Осокин.

Для наращивания используемых объемов золошлаков российской промышленности потребуются дополнительные мощности — речь идет как об оснащении генерирующих компаний системами золоудаления и отгрузки, так и об оборудовании заводов, производящих строительные материалы, пунктами приема сырья и силосами для хранения, добавил Никита Осокин. Стоимость системы золоудаления и отгрузки только для одной электростанции может доходить до 500 млн рублей, полагает он.

В Сибирской генерирующей компании (СГК) отметили, что совершенствуют практики по обращению с золошлаками — это одно из ключевых стратегических направлений работы.

— В сумме по всем станциям запланировано более 1 млрд рублей инвестиций в технологии отгрузки золы-уноса, соответствующей всем продуктовым характеристикам. Потребителям для масштабного перехода на использование вторичного сырья наших электростанций также требуется технологическая модернизация, — рассказал «Известиям» исполнительный директор СГК Павел Барило.

По его словам, один из барьеров роста объемов вовлечения золошлаков в хозяйственный оборот — экономический. На уровне операционных затрат экономия при использовании этого сырья может достигать до 20%, но это требует существенных капиталовложений. Соответственно, формируется потребность в заемных средствах, отметил он.

Другие причины, из-за которых внедрение использования ЗШО в регионах буксует, — это нежелание местных властей, отказ подрядчиков от работы с непонятным им материалом, неопытность проектировщиков, добавил директор центра компетенций ФГБОУ ВО «СибАДИ» Александр Лунев. Эти проблемы могли бы решить налоговые льготы или другие меры поддержки для подрядчика, считает специалист.

В холдинге «Сибирский цемент» отметили, что в течение двух лет активно прорабатывают возможность использования золы-уноса ГРЭС и ТЭЦ Новосибирска, Красноярска, Кемерово.

— На Красноярском цементном заводе в 2022 году запущена опытно-промышленная установка для проведения промышленных испытаний при производстве цемента с использованием золы-уноса Красноярской ТЭЦ-2. Уже освоен выпуск новой для предприятия продукции — цемента с золой-уносом ЦЕМ II/А-К (Ш-З) 32,5Б, — рассказал «Известиям» первый вице-президент «Сибирского цемента» Геннадий Рассказов.

По оценкам специалистов холдинга, потенциальный объем потребления золы-уноса на предприятиях компании к 2035 году составит более 400 тыс. т в год.

— Цемент, изготовленный с использованием золошлаков, может быть позиционирован как зеленый, производство которого отличается меньшим негативным воздействием на окружающую среду. Стимулировать его потребление позволит приоритетное использование такой продукции при возведении объектов государственного заказа, — добавил Геннадий Рассказов.

Пока сложно говорить именно о приоритетном использовании золошлаков в дорожном строительстве и производстве строительных материалов, но сокращение отходов полезно с экологической и экономической точек зрения. Это полностью отвечает развивающемуся в России направлению экономики замкнутого цикла, сокращению отходов производства и потребления, заключил председатель Общественного совета при Минприроды Александр Закондырин.



В статье используются материалы из источника: