Карельский камень используют в самых разных отраслях, и об уникальных разработках карельской инвестиционной компании РБК. Среди них — производство кормовых добавок для животных, автомобильных шин, пищевой упаковки. Ученых заинтересовали свойства шунгита как восстановителя меди. В чистом виде любые металлы в природе встречаются очень редко. Поэтому для того, чтобы получить металл, сначала нужно провести над рудой процесс восстановления. Один из самых распространенных способов — получение металла с использованием высоких температур при помощи кокса. Выяснилось, что если вместо кокса применить шунгит, то температуру расплава печи можно поднять с 1 200 градусов Цельсия до необходимых 1350. Всё благодаря высокой способности шунгита вступать в химические реакции.
Применение всего одной тонны шунгита в час вместо кокса позволяет снизить содержание меди в отвальном шлаке с 0,9 до 0,5 процента и получить дополнительно до 300 тонн чистейшей меди в год.
«Проведение исследований и промышленных испытаний по применению шунгита в металлургии требует больших инвестиций, это десятки миллионов рублей. Но металлургия — одна из стратегических целей РБК и мы уверены в успехе», — поясняет Андрей Засорин.
Нам нужны хорошие дороги!
Применение шунгита может помочь в решении еще одной очень острой для России проблемы. Речь идет о качестве дорог. В чем секрет знаменитых немецких автобанов или дорог в США? Дело в том, что ведущие автомобильные страны при строительстве магистралей уже давно используют не просто дорожный битум, а материалы на его основе с добавлением полимеров — ПБВ. Почти 100% дорог в этих странах укладывается именно с применением таких материалов. В итоге трассам не страшны колебания температур, они значительно более стойкие к износу, к таким деформациям как колейность.
При этом доля современных материалов на основе битума и полимеров в составе асфальтобетонной смеси — всего 8%. Но есть серьезная проблема: стоимость этих самых специальных полимеров очень высока.
Российские ученые ищут возможности удешевить производство таких материалов без потери качества. Например, в Белгородском государственном техническом университете им. Шухова работают над новыми рецептурами, в том числе с применением различных минеральных добавок.
В компании РБК изучили публикации сотрудников кафедры автомобильных и железных дорог университета. И оценили, что у порошков из шунгита есть очень хорошие перспективы. А знакомство с доктором технических наук, профессором кафедры Валентиной Ядыкиной вылилось в сотрудничество.
Длительные научные исследования показали, что полимер в ПБВ можно наполовину заменить шунгитовым порошком. Качество асфальтобетонной смеси при этом останется на прежнем уровне.
При поддержке БелГТУ компания РБК в 2020 году получила соответствующий патент. Экономика тоже говорит в пользу применения шунгитовых порошков, ведь они в два-три раза дешевле специальных полимеров для дорожного строительства. Сейчас РБК ищет индустриального партнера, чтобы реализовать технические новации.
«Я убеждена, что у шунгита большое будущее в отечественном дорожном строительстве. Наличие в нем углерода и кремнезема роднит его с основными компонентами дорожных смесей, поэтому он хорошо смешивается, образуя однородную матрицу. При укладке дорог не потребуется изменение технологии. В нынешних условиях больших объемов строительства дорог это очень важно», — утверждает Валентина Ядыкина. Словом, уникальный карельский шунгит за последние годы открыл много своих удивительных свойств.
В статье используются материалы из источника:
https://rk.karelia.ru/promo/ot-metallurgii-do-stroitelstva-dorog-shungit-otkryvaet-novye-gorizonty/