О том, какие меры следует предпринять, чтобы достичь реализации этих задач в отведенные государственными программами развития строительной отрасли сроки, рассказал член рабочей группы при Правительственной комиссии РФ по региональному развитию и вопросам нормативно-технического регулирования в строительстве, эксперт рабочей группы по строительству/ урбанистике Экспертного совета Правительства РФ, профессор МААМ/ IAAM Николай Селезнев.
– Задачи строительной отрасли определены Стратегией развития до 2035 года и утверждены Правительством РФ. В то же время эти задачи требуют корректировки, в том числе из-за наличия геополитических рисков, прежде всего СВО, и существенных изменений экологических факторов под влиянием природно-климатических катастроф.
Так, в области стандартизации на федеральном уровне выполняется оптимизация нормативно-технического регулирования. К этому относится, в частности, создание новой концепции Градостроительного кодекса на жизненный цикл продукции, состоящего из следующих частей: градостроительство, проектирование, строительство, эксплуатация, снос, утилизация.
Чтобы понять, почему нужна оптимизация и модернизация этого документа, отмечу следующее: последняя редакция Градостроительного кодекса содержит более 250 страниц текста. Нет ни одного эксперта в нашей стране, кто бы мог трактовать все главы и статьи этого документа. Структура и содержание документа должны носить концептуальный характер – описание требований и взаимодействий переносится в постановление Правительства РФ и локально – в нормативные акты, что существенно упростит внесение изменений в документы. Требует переработки и Глоссарий терминов и определений. Сейчас имеющееся в нем двойное толкование ведет к издержкам в деятельности как государственных структур, так и бизнеса.
Важной задачей является оцифровывание Сводов правил и ГОСТов в соответствии с обязательными требованиями Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 года № 985 к Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений. Ее решение даст возможность перехода на параметрические методы проектирования, что существенно упростит деятельность как инвесторов, так и проектировщиков. Отмечу, что данный процесс должен быть синхронизирован с принятием Концепции развития нормативно-технической документации в России.
Нельзя не замечать и того факта, что уже давно существует острая необходимость решения десятков проблем в кадровой сфере. О наличии этих проблем свидетельствует следующий факт: строительной отрасли, по подсчетам Минстроя России, сейчас не хватает порядка 200 000 работников. Решение этих вопросов в значительной мере находится в создании сквозной программы системы обучения: профессионально-техническое училище – колледж – вуз. Должно проводиться государственное распределение выпускников технических вузов на бюджетной основе с 2024 года на пять лет. Необходимо и ощутимое повышение уровня заработной платы педагогов строительных вузов и специальных учебных заведений.
Еще одним обязательным мероприятием должно стать создание институциональной системы экспертной деятельности. Действующие нормативно-правовые акты не регламентируют в полной мере обязанности, ответственность и права экспертов и не обеспечивают их защиту.
В последние годы критически важным стало решение задачи импортозамещения в строительной отрасли. Мировая практика показывает, что если доля импорта какого-либо стратегически или социально значимого товара в необходимом внутреннем потреблении превышает 20–25%, то возникает угроза национальной и экономической безопасности страны, в частности продовольственной или оборонной. Для строительства выделим критические факторы, где сегодня наблюдается значительная зависимость от импортной продукции. Это, прежде всего, контрольно-измерительные приборы, строительная техника и малая механизация. Решение этой проблемы невозможно без постановки и достижения перехода строительной отрасли, как и всей экономики, на инновационный путь развития. Есть прямая зависимость роста производительности труда от уровня внедряемых инноваций. Так, внедрение на предприятиях усовершенствований уже существующих технологических решений повышает производительность труда на 10%.
При внедрении решений, обладающих высокой степенью новизны, этот рост достигает 50%. А когда на смену старым приходят революционно новые технологии, то производительность труда с их внедрением и освоением может возрастать в более чем два раза.
В строительной отрасли для ощутимого, значимого повышения производительности труда следует внедрить ряд вполне конкретных инноваций. Среди них – укрупненная сборка, дающая рост в 2–8 раз. Примерами применения такой технологии являются Крымский мост, плавучая АЭС в Певеке, многие современные объекты ТЭК.
Следующая технология, для которой также необходимо массовое развитие и распространение, – BIM, то есть цифровые технологии проектирования, изготовления и испытания.
Требуется массовое внедрение технологий аддитивного и цифрового производства, применение которых, что уже подтверждено практикой, дает, например, экономию до 70% стоимости при возведении каркаса здания по сравнению с традиционным строительством.
Необходимо и существенное расширение применения композитных материалов и изделий из них. Срок службы таких конструкций достигает 100 и более лет, что открывает перед строителями новые, ранее недостижимые перспективы их развития.
Достигнуть ускорения технологического перевооружения строительной отрасли поможет переход на систему внедрения инноваций, аналогичный, например, тому, что уже десятилетия практикуется в Китае. Одним из элементов такой системы должно стать правило, согласно которому через шесть месяцев после утверждения в правительстве новых материалов и технологий эти материалы, технологии или конструкции становятся обязательными для заказчика при техническом задании на проектирование.
К управленческим инновациям будет относиться и обязательная рейтинговая оценка генерального проектировщика, подрядчика и субподрядчиков при объеме реализации проекта от 3 млрд руб., которую обязательно следует ввести. Эта оценка должна дать четкое представление о способности и деловой репутации компаний в реализации проектов на значительные объемы работ. Еще одним элементом этих управленческих инноваций должна стать реформа федеральной контрольно-надзорной деятельности в строительстве. Пришло время возрождать такой вид деятельности на федеральном уровне, так как контроль и надзор обязаны быть независимыми от региональной власти.
Также следует вводить повсеместное применение удаленного доступа контроля качества строительства и создавать систему управления рисками, причем как в строительстве, так и в других отраслях. Она должна охватывать всю управленческую вертикаль – от правительства страны, региональных и муниципальных органов власти до инвесторов, застройщиков, генеральных проектировщиков и подрядчиков.
В статье используются материалы из источника:
http://www.avtodorogi-magazine.ru/novosti-otrasli/734-klyuchevaya-zadacha-stroitelnoj-otrasli-perekhod-na-innovatsionnyj-metod-razvitiya.html