А экономические потери из-за некачественных дорог составляют от двух до трех триллионов рублей, так как логистика влияет на себестоимость товаров и услуг, а на ремонт дорог тратятся колоссальные средств. Чтобы решить проблему, власти разработали федеральный проект по развитию дорожной системы. В ближайшие пять лет построить и реконструировать планируется более четырех тысяч километров автодорог и отремонтировать шестьсот пятьдесят мостовых сооружений. Часть работ уже ведется. Значительным их объемом управляет Заместитель генерального директора компании «Автострада», инженер с многолетним опытом управления строительством дорожных магистралей, чье имя включено в Национальный реестр специалистов в области строительства, Марат Нагимов.

Эксперт рассказал, почему дороги строят так, что потом приходится их латать, и стоит ли ждать, что в ближайшее время они перестанут быть одной из главных проблем в стране.

Одна из главных причин аварийности, согласно исследованию ученых РАНХиГС, – качество дорог. Но виной тому не строители и даже не климат, на который принято списывать все «дорожные» проблемы, отмечает Марат Нагимов – опытный инженер и руководитель проектов по возведению региональных федеральных магистралей, заместитель генерального директора АО «Автострада». Все дело в том, что дороги в стране строят из некачественных материалов, так как не налажен выпуск специализированного щебня и битума. При этом, от качественных и безопасных дорог зависит многое: логистика, экономика и даже человеческие жизни. Катализатором для начала строительства масштабного дорожного объекта – платной автомагистрали Шали (М7) – Бавлы (М5) на участке Алексеевское – Альметьевск, стала авария, произошедшая на трассе Р239 в Альметьевском районе. Она унесла жизни 8-ми человек. На этом участке пути ежегодно случались аварии со смертельным исходом. Строительство новой магистрали уже готовилось, но реализация проекта была запущена раньше запланированного срока, так как ситуация на трассе была критической. Как ведущий эксперт в сфере дорожного строительств, Марат Нагимов возглавил проект. Чтобы качество дорог соответствовало международному уровню, он изменил проектное решение и внес в него ряд технических особенностей.

«Я предложил заменить марку трубы кабельной канализации, которая используется для прокладки кабельных систем. Это конструкция обеспечивает систему транспортной безопасности автомобильной дороги. Также, чтобы повысить надежность дороги, я решил увеличить расстояние между кабельными колодцами данной системы», – говорит Марат Нагимов.

Таким образом, рационализаторские решения Марата не только позволили построить безопасную дорогу, на которой водителям не нужно демонстрировать чудеса фигурного вождения, но и принесли ощутимый экономический эффект: подрядчикам удалось сэкономить порядка 100 миллионов рублей. Это четырехполосная дорога длиной в 145 км, каждая полоса которой – почти 4 метра в ширину. Вдоль обочин предусмотрено барьерное ограждение, а также разделительная полоса и освещение, чтобы обеспечить безопасность для всех участников дорожного движения. Проект реализуется в рамках национального проекта «Безопасные дороги», и позиционируется как государственно-частное партнерство. Общая стоимость проекта 83 млрд рублей, в том числе 30 млрд из бюджета Татарстана, 30 млрд из федерального бюджета, еще 23 млрд рублей – это собственные средства АО «Автострада».

«Эти средства окупятся в разы. Строительство новых дорог позволит сэкономить от двух до трех триллионов рублей, именно такие убытки сейчас терпит экономика из-за некачественных дорог», – отмечает заместитель генерального директора АО «Автострада» Нагимов Марат.

После завершения работ, в 2024 году, автомобильная дорога будет передана компании-застройщику в аренду на 99 лет. Соответствующее концессионное соглашение было впервые в России заключено с частной компанией-подрядчиком АО «Автострада». Таким образом, как представитель застройщика, Марат Нагимов реализует проект по строительству платной автомагистрали «Алексеевское – Альметьевск», отвечая за результат. Ведь содержать трассу компании придется почти 100 лет. И это гарантия безопасности на дороге.

Еще одна причина ДТП, считает Марат, в том, что некоторые трассы испытывают запредельные нагрузки. Таковой является федеральная магистраль М-7 «Волга». Чтобы разгрузить одно из самых востребованных направлений в стране, реализуется глобальный проект в государственном масштабе: строительство магистрали М-12, стоимостью более 911,67 миллиардов рублей. Дорога станет коридором «Европа – Западный Китай» и объединит пять российских регионов, связав их с сетью скоростных автодорог европейской части России: М-11 «Нева», ЦКАД, М-3 «Украина», М-1 «Беларусь», М-4 «Дон».

Управление строительством самого протяженного участка доверили руководителю проекта компании-подрядчика «СК Автодор» Марату Нагимову. В его зоне ответственности – дорога протяженностью 41 км, от границ Чувашской Республики до пересечения с автомобильной дорогой федерального значения Р-241 «Казань – Буинск – Ульяновск». Чтобы занять эту должность, инженер прошел серьезный отбор. Из более чем десяти кандидатов с большим опытом в строительстве магистралей, выбрали именно Марата Нагимова, как специалиста, на счету у которого десятки успешных проектов: реконструкция федеральной автодороги Р-239 Казань – Оренбург в районе города Альметьевска; реконструкция автодороги М7 Москва-Нижний Новгород – Казань в районе села Владимирово. Все это позволяет ему сочетать качества грамотного управленца и профессионала в сфере дорожного строительства, которые необходимы в реализации глобального проекта по возведению трассы федерального значения. Как руководитель проекта строительства участка трассы М-12, Марат одновременно решал бизнес-вопросы, осуществлял инженерную деятельности и занимался технической документацией. Это и контроль финансов, сроков и содержания проекта, управление рисками.

«Технически это был один из самых сложных проектов, – говорит Марат, – необходимо было возвести 19 искусственных сооружений, в т.ч.7 мостов, 12 путепроводов».

Все работы выполняли одновременно восемь подрядчиков. Марат Нагимов, как руководитель проекта, был связующим звеном в этой цепочке: следил за тем, чтобы работы выполнялись в срок, и обеспечивал взаимодействие между подрядчиками. Чтобы наладить систему слаженного и эффективного взаимодействия между структурами, инженер разработал и внедрил прозрачную схему построения рабочего процесса, позволяющую отслеживать строительство дороги на каждом из подэтапов. Это позволило компании объявить о сдаче объекта на четыре месяца раньше установленного срока, но при этом он соответствует высоким стандартам качества и безопасности.

Новая магистраль дает возможность распределить транспортные потоки, а значит обеспечить безопасность на трассе даже при скорости 130 километров в час. Именно в таком темпе можно будет передвигаться по трассе. Так дорога из Москвы в Казань сократится с 12 до 6 часов. Появление новой автомагистрали серьезно повлияет на улучшение экологической ситуации, за счет распределения транспортных потоков в Московской области, а также отразится на безопасности дорог и станет толчком к развитию территорий и экономики регионов.

«Особенностью маршрута М-12 является значительный макроэкономический эффект, формируемый за счет объединения в зоне восьмичасовой доступности регионов, продукция которых осуществляется путем автомобильных перевозок. Улучшится логистика, что повлечет за собой развитие территорий: начнут поступать инвестиции в ближайшие населенные пункты, будет обеспечена доступность к местам работы, школам, детским садам и больницам», — объясняет руководитель проекта.

В рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги», стартовавшего в 2019 году, строятся не только федеральные трассы, но и дороги в 83-х регионах страны и 104-х городских агломерациях. Это также вопрос безопасности и качества жизни людей. Марат Нагимов, как руководитель одного из крупнейших дорожно-строительных предприятий региона «Каздорстрой», следил за состоянием дорог всего Татарстана, а также много лет управлял собственной строительной компанией, занимающийся строительством подъездных дорог к нефтяным месторождениям. Также Марат Нагимов руководил возведением дороги в обход населенного пункта – Новошешминск и строительством подходов к мостовому переходу через р.Кама в районе населенного пункта Сорочьи Горы.

Свой опыт, касающийся строительства качественных и безопасных дорог, и оформления исполнительной документации с учетом нормативной базы, инженер передает коллегам. Как ведущего эксперта отрасли, Маратова Нагимова пригласили в качестве лектора на курсы повышения квалификации для инженерно-технических работников дорожно-строительных организаций, которые проводились в Институте транспортных сооружений Казанского государственного архитектурно-строительного университета. По сути, это аттестация, которая дает специалистам доступ для ведения сложных дорожно-строительных работ. После теоретической части Марат Нагимов принимал у слушателей экзамены. Успешно сдавшие специалисты, получили доступ к деятельности на опасных и технически сложных объектах, к фасадным работам, капитальному ремонту и т.д.

«В целом, – отмечает Марат. – Российские дороги приблизились по своему уровню к европейским стандартам качества, так как в их строительстве применяются новейшие. в том числе зарубежные методики. Недостает разве что хороших строительных материалов. Когда и эта проблема будет решена, российские дороги перестанут быть проблемой, а станут удобными и комфортными для передвижения».

В статье используются материалы из источника:

http://dortransport.com/about/news_post/marat-nagimov-stroitelstvo-novyh-dorog-pozvolit-sekonomit-trilliony-rublej