Основной темой обсуждения совета стало внедрение ГОСТ 6713–2021 «Прокат из конструкционной стали для мостостроения. Технические условия». Участники дискуссии— представители более 20 отраслевых организаций—сошлись во мнении, что нововведения ГОСТ 6713–2021 являются преждевременными и непроверенными.

ГОСТ 6713–2021 «Прокат из конструкционной стали для мостостроения. Технические условия» введен в действие с 15.03.2022 приказом Росстандарта № 120‑ст от  05.03.2022 взамен ГОСТ 6713–91 «Прокат низколегированный конструкционный для мостостроения. Технические условия», при этом одновременно отменен проверенный и массово применяемый в РФ ГОСТ Р 55374–2012 «Прокат из стали конструкционной легированной для мостостроения. Общие технические условия». 

Принципиальные отличия нового стандарта на  мостовую сталь от предыдущих действующих стандартов (ГОСТ 6713–91, ГОСТ Р 55374– 2012, СТО 13657842–1–2009): 

  • разрешается поставка проката для категорий 2 и 3 в горячекатаном, термомеханически обработанном состоянии после контролируемой прокатки, контролируемой прокатки с ускоренным охлаждением и/или отпуском;
  • разрешается поставка проката для категорий 2 и 3 в термически обработанном состоянии после отжига, отпуска, нормализующей прокатки, закалки с прокатного нагрева;
  • для марки стали 14ХГНДЦ введен новый класс прочности —С390;
  • допускается использование бора для микролегирования стали 10ХСНД;  
  • сортамент толстолистового проката расширен до 110 мм (ранее размер проката был ограничен 50 мм).

Новый стандарт внедряют форсированно, в связи с чем на рынке мостостали сложилась критическая ситуация и действие отмененного ранее ГОСТ Р 55374–2012 неоднократно продлевалось приказами Росстандарта сначала до 01.09.2022, затем до 01.05.2023, в настоящий момент стандарт действует по 01.01.2024. Постоянное продление ГОСТ Р 55374–2012 говорит о серьезных опасениях в отрасли относительно качества нового стандарта и качества изготовленного по нему проката. В связи с неоднозначной ситуацией вокруг разработки и утверждения ГОСТ 6713 –2021 Минтранс и  Минстрой России поручили АО ЦНИИТС разработать программу квалификационных испытаний металлопроката по этому стандарту. Программа после согласования с  членами рабочей группы была утверждена 07.07.2022. Сортамент металлопроката, который прошел испытания либо в настоящий момент находится на стадии испытаний в рамках утверждения ГОСТ 6713-2021.

В ходе координационного совета с докладами о проведении квалификационных испытаний выступили представители АО ЦНИИТС и ООО «Малое инновационное предприятие «Научно-инженерный центр мостов и сооружений», созданного на базе лаборатории кафедры мостов, тоннелей и строительных конструкций МАДИ. В процессе обсуждения эксперты обозначили множество вопросов к полноте и качеству проведенных испытаний.

Представитель ООО «НПЦ мостов» перечислил общие замечания к отчетам по исследованиям: — отчеты не открыты широкому кругу специалистов отрасли для ознакомления с результатами исследований; — в докладах отражены не все результаты исследований; — в отчетах и докладах отсутствует анализ результатов испытаний и сравнение с характеристиками сталей в нормализованном и термоулучшенном состоянии; — в отчетах отсутствуют фотографии изломов образцов после испытаний для анализа; — в отчетах имеются ошибки при определении предела выносливости проката при разных коэффициентах асимметрии цикла; — в исследованиях не получены характеристики для расчета узлов и соединений мостовых конструкций на выносливость. 

Представитель ООО НИЦ «Мосты» рассказал о сопутствующих проблемах в мостостроении: 

  • при разработке нормативных документов по заказам отдельных производителей не выполняются необходимые для мостостроителей исследования; — в профильных министерствах и технических комитетах отсутствуют специалисты, способные оценить качество утверждаемых нормативных документов; 
  • требуется выполнить мониторинг заводского изготовления металлоконструкций из проката в новых состояниях поставок, а также мониторинг процесса сборки на опытном объекте, где есть возможность использования металлопроката толщиной от 16 до 40 мм; — применение ГОСТ 6713-2021 создает угрозу разрушения стальных мостов по всей России, целесообразно отозвать его и переработать, приняв за базовый вариант ГОСТ 6713-91 и результаты исследований листового проката по термомеханической обработке.

Представители Института металлургии и материаловедения им. А. А. Байкова Российской академии наук и Московского института стали и сплавов отметили следующие недостатки ГОСТ 6713-2021:

  • широкий диапазон допустимых толщин металлопроката (от 4 до 110 мм); 
  • методика измерения доли вязкой составляющей в изломе по ГОСТ 30456-2021 отличается от традиционной общепринятой методики (ГОСТ 6713-91, ГОСТ Р 52927-2015 для судостали), при этом использование метода оценки площади вязкой составляющей, приведенного в ГОСТ 30456-2021, может приводить к получению завышенных результатов; 
  • применяемые в настоящее время методы механических испытаний и оценки результатов этих испытаний, регламентированные в ГОСТ 6713-2021 (статические испытания на растяжение, излом, изгиб; ударная вязкость), не позволяют достоверно оценить надежность и долговечность мостовых конструкций из толстолистового проката конструкционных легированных сталей типа 10ХСНД, произведенного с применением контролируемой прокатки с ускоренным охлаждением.

Докладчики отметили: чтобы установить возможность применения толстолистового проката из легированной конструкционной стали 10ХСНД в новых состояниях поставки, регламентированных ГОСТ 6713-2021, необходимо проведение углубленных научно-исследовательских работ по исследованию влияния термомеханической обработки на структуру, механические свойства и механизм разрушения в интервале вязко-хрупкого перехода с оценкой критической температуры хрупкости толстолистового проката стали 10ХСНД. Основные решения, принятые представителями мостовой индустрии на координационном совете: 

  • подготовить предложение о необходимости продления действия ГОСТ Р 55374-2012 на постоянной основе в связи с неоднозначными результатами испытаний металлопроката из стали 10ХСНД, 15ХСНД по ГОСТ 6713-2021 в рамках Программы квалификационных испытаний от 07.07.2022; 
  • провести дополнительные углубленные испытания металлопроката из мостовых сталей с точки зрения металловедения в независимой профильной организации для окончательного принятия решения о применимости проката без термической обработки в ответственных металлоконструкциях; 
  • рекомендовать ТК 418 «Дорожное хозяйство» совместно с ТК 465 «Строительство» рассмотреть возможность разработки национального стандарта на внедрение и освоение новых видов металлопродукции для мостостроения; 
  • рассмотреть возможность создания ассоциации мостовиков с целью организации профессионального сообщества и выработки единых взвешенных решений в  области технического регулирования, внедрения новых материалов и технологий для повышения уровня безопасности и долговечности мостовых конструкций; 
  • предоставить результаты испытаний в рамках Программы квалификационных испытаний членам рабочей группы и заинтересованным организациям.

Алексей Сергеев, руководитель ООО НИЦ «Мосты»:Применение ГОСТ 6713-2021 создает угрозу разрушения стальных мостов по всей России. Целесообразно отозвать этот стандарт и переработать его, приняв за базовый вариант ГОСТ 6713-91 и результаты исследований листового проката по термомеханической обработке.

В статье используются материалы из источника:

https://rosavtodor.gov.ru/storage/app/uploads/public/64c/3c4/a8f/64c3c4a8f0b72732048446.pdf