Цифровизация состоит из двух взаимосвязанных контуров. Первый контур - это внутренние изменения бизнес-процессов в экосистеме Министерства, которые позволят сделать работу отрасли более прозрачной и ускорить реализацию всех процессов. Второй - создание и внедрение новых цифровых продуктов со стороны рынка. Проще говоря, наша задача - дать бизнесу инструмент, который поможет им достигнуть результат. Залог успеха цифровой трансформации стройотрасли в откровенном диалоге. Это приведёт нас к реализации стоящих целей и решения существующих задач, - отметил замглавы Минстроя Константин Михайлик.

Как пишет РБК, в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» поставлены задачи по повышению качества и доступности автодорог, улучшению дорожно-транспортной инфраструктуры и снижению уровня аварийности. Цифровизация играет одну из главных ролей для реализации плана и должна охватывать все жизненные циклы дороги, от строительства до эксплуатации. Причем последний этап стратегически важен для повышения качества. С помощью ИТ становится возможен новый подход к управлению состоянием дорог на основе анализа остаточного рабочего ресурса.

К середине 2023 года созданы первые отечественные нейронные сети, которые в режиме реального времени сканируют дефекты. Сканирование выполняется с помощью навесного оборудования, которое крепится к легковой машине. После обработки автоматически формируются ведомости, необходимые для ремонта. Например, такая система запущена в Тюмени локальными разработчиками в конце 2022 года. Нейросеть способна выявлять четыре вида дефекта — трещины и выбоины на дорогах, отклонения в разметке и знаках. После обнаружения система размещает все проблемы на виртуальной карте с указанием места и даты, далее подрядчик их устраняет. За счет цифровизации, которая позволяет оперативно реагировать, регион уже наблюдает тенденцию к снижению тяжести последствий ДТП.

Однако направление цифровизавции остается «консервативным» для сферы дорожного строительства, отмечает эксперт технологической практики компании «ТеДо» Александр Кульков. По оценкам Минцифры РФ, к середине 2023 года доля затрат на цифровизацию в строительной отрасли составляет около 1,6% от выручки компаний, в секторе строительства дорог она еще меньше (0,2%-0,5%).

В сравнении с компаниями из сферы гражданского или промышленного строительства инфраструктурные организации гораздо консервативнее: большая их часть предпочитает работать на ручном управлении, предпринимая незначительные шаги в сторону цифровизации, - говорит руководитель направления проектов строительства инфраструктурных объектов компании «Айбим» Анастасия Машковская.

По ее словам, благодаря тренду на цифровизацию, задаваемому Министерством строительства РФ, сегодня инфраструктурное строительство в стране меняется. Александр Кульков считает, что приоритетны для отрасли технологии, имеющие прямое влияние на снижение затрат, повышение скорости дорожного строительства и безопасности дорожного движения.

Эксперты отмечают, что к середине 2023 года дорожно-строительная отрасль постепенно переходит от бумажной документации к системному управлению жизненным циклом объектов на основе данных и цифровых моделей. Пока используемые в отрасли разрозненные системы плохо интегрированы между собой, на каждой стадии данные передаются в разных форматах — от 2D- и 3D-моделей до файлов Excel и PDF или документов в бумажном виде. Уход за счет автоматизации от бумажных документов обеспечит бесшовную передачу данных и минимизирует ошибки, связанные с человеческим фактором. Единый источник информации позволит исключить потерю информации и повысить эффективность принятия решения.

В статье используются материалы из источника:

https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Цифровые_технологии_в_строительстве