Как удалось справиться со всеми сложностями, узнали у Ивана Ивановича Прибыльского — пионера в дорожном строительстве с применением техногипса на территории Ленинградской области. Иван Иванович опробовал множество вариантов укладки техногипса на различных грунтах и лично курировал каждый объект.
Первую дорогу строили для частного сектора в микрорайоне Кикино города Волхова Ленинградской области. Территория пока мало освоена, вокруг поле, на месте будущей дороги — торфяные болота с подвижными, топкими грунтами. Годом ранее владелец земельного участка хотел отсыпать дорогу вторичным щебнем, но техника завязла. Щебень выгрузили там, куда смогли добраться. На таких сложных грунтах расходы на строительство хорошей дороги по традиционной технологии, а впоследствии — и на ремонт полотна были бы огромными.
Выход предложил Иван Иванович Прибыльский — сделать дорогу с основанием из техногипса ФосАгро. Это позволило бы сократить бюджет и сроки работ, а в результате получить более ровное, прочное и долговечное полотно, чем при использовании песка и щебня. Владелец земель решился на эксперимент.
Техногипс — вторичный продукт производства удобрений, безопасный для окружающей среды. С техногипсом разрешено строить дороги всех категорий. Документацию по продукту, которая нужна для подготовки проекта дороги, предоставляет компания «ФосАгро».
Иван Иванович — предприниматель-строитель с 25-летним стажем. С техногипсом до прошлого года не работал, но поверил в перспективную технологию. Предприниматель презентовал решение с техногипсом на форуме «Сильные идеи для нового времени». Проект Ивана Ивановича «Применение техногипса для строительства дорог — экономия 30%» вошел в топ-7 по региону. Позже Комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области был выделен участок дороги, требующий ремонта, для апробации технологии. Дорогу в Кикино строили, пока шло согласование официального «пилота».
Перед началом работы в Кикино строители собрали рассыпанный заказчиком вторичный щебень легкой техникой — самосвал не проходил, начинал тонуть. Затем расчистили территорию от сорняков и кустарников, уплотнили основание, где это было возможно.
Завезли техногипс, начали подавать и укладывать экскаватором-погрузчиком весом до двух тонн. Но даже такая легкая техника с трудом преодолевала болотистые участки. Каток, которым надо было уплотнять техногипс, и вовсе тонул или съезжал в канаву. Иван Иванович пересматривал инструкции и регламенты, консультировался со специалистами ФосАгро и в итоге придумал новую тактику укладки техногипса именно в этих геологических условиях.
Предприниматель решил засыпать техногипсом непроходимые участки и оставить на время, чтобы материал затвердел. Так и поступили. Уже на следующий день по некоторым отрезкам дороги можно было проехать 12-тонным катком. Для замоноличивания топких участков понадобилось несколько дней.
После того, как техногипс набрал плотность, по полотну смогли проехать экскаватор-погрузчик и грунтовый каток — техника не проваливалась и не вязла. Можно было продолжать строительство.
С твердым основанием работа пошла быстрее. На полотно уложили второй слой техногипса, сразу же разровняли и уплотнили. В финале в техногипс вбили вторичный щебень — тот самый, которым заказчик собирался отсыпать дорогу изначально. Обочины закрыли карьерным песком.
Получилось прочное, надежное полотно. Для проверки загнали на место торфяника груженый 43-тонный камаз — дорога выдержала.
После уплотнения и полного застывания техногипс образует монолитную плиту. Нагрузка на поверхность распределяется равномерно, поэтому полотно не проседает и не разрушается под колесами техники.
После Кикино Иван Иванович построил из техногипса еще несколько объектов, в частности, дороги для нового коттеджного поселка за Старой Ладогой и автомобильную парковку возле строящегося торгового комплекса в Волхове. Также предприниматель выступал консультантом при ремонте по техногипсовой технологии дороги на деревню Вячково. Он уверен, что у техногипсовой технологии большое будущее — она идеально подходит для Ленобласти, где много заболоченных территорий и участков с водонасыщенными грунтами.
Основание из техногипса не впитывает влагу, а за счет низкой теплопроводности препятствует промерзанию и вспучиванию мокрого грунта под дорогой. Поэтому даже в болотистой местности техногипсовые дороги будут служить долго.
После осенних ливней, зимних морозов и весенних паводков дороги не размылись и не разрушились. Если возникнет необходимость, их можно легко застелить асфальтом.
Дороги из техногипса весной 2023-го и для сравнения — обычная дорога в том районе.
Так первая техногипсовая дорога в Ленобласти выглядела в апреле 2023 года, спустя почти девять месяцев после строительства. Все дороги, построенные и отремонтированные с применением техногипса, без потерь пережили сезон дождей и холодов. Даже там, где вода подступала вплотную, дорога не размыта.
А в таком состоянии весной были дороги в той же местности, которые пока не попали в план строительства.
Надежность дорог из техногипса подтвердили и опыты в Саратовской области. Там есть дороги, которыми пользуются около восьми лет — за всё это время не возникло необходимости в ремонте полотна.
Технология строительства дорог с техногипсом подробно описана в СТО. Посмотреть этот документ и буклет по применению техногипса можно на сайте ФосАгро. Специалисты компании помогают и при подготовке проекта, и в процессе строительства.
В статье используются материалы из источника:
http://www.dorhoz.ru/news/tehnogips-dlya-dorog-na-slozhnih-gruntah-opit-stroitelya.php