При этом разработка, внедрение и освоение новых технологий, материалов требуют длительных исследований, согласований, дальнейшего строжайшего контроля за состоянием конструкций искусственных сооружений. В настоящее время перед специалистами-мостостроителями стоит серьезнейшая задача по обеспечению мостовыми сооружениями транспортных объектов страны, в том числе включенных в национальные инфраструктурные проекты. Одной из немаловажных задач на современном этапе является возможность не только расширить архитектурные и технические рамки строительства мостовых сооружений, но и оптимизировать бюджетную составляющую проектов. В этой связи особое внимание направлено на сферу разработки и освоения передовых технологий, связанных с производством металлоконструкций. И если в недавнем прошлом основным строительным материалом при возведении мостов считался бетон, отличающийся долговечностью и прочностью, то сейчас, с появлением обновленных стандартов, появилась возможность использовать высокотехнологичные мостовые стали.
Так, весной 2022 года вступил в действие ГОСТ 6713-2021 «Прокат из конструкционной стали для мостостроения. Технические условия», расширивший перечень технологий, по которым стало возможным изготавливать мостовые стали. Однако при этом были повышены требования к производителям металлопроката. С ужесточением нормативных требований потребовался и пересмотр имеющейся на предприятиях технологической базы и условий изготовления сталей для мостовых сооружений. Менее чем через год специалисты ведущих металлургических компаний – ОМК и «Северсталь», вместе с сотрудниками профильных научных учреждений – Центрального научно-исследовательского института транспортного строительства (ЦНИИТС) и Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), провели комплексные исследования стали. Исследования проходили по утвержденной Минстроем и Минтрансом РФ программе на базе имеющихся в ЦНИИТС и МАДИ аккредитованных испытательных лабораторий, а также органов сертификации. Металлургические компании предоставили для проведения исследований свою продукцию – образцы металлопроката из стали марок 10ХСНД и 15ХСНД, изготовленной по новой современной технологии. Эти стали, благодаря высокому уровню прочности, обычно предназначаются для изготовления наиболее ответственных сварных металлоконструкций, эксплуатируемых в различных климатических условиях. А для того, чтобы стать материалами для строительства современных мостов, они должны были пройти ряд испытаний «на прочность и выносливость», а также на устойчивость к механическим воздействиям, включая динамические нагрузки.
Стали марок 10ХСНД и 15ХСНД для исследования были предоставлены в термомеханически обработанном состоянии, после контролируемой прокатки с ускоренным охлаждением и закалки с прокатного нагрева. Сотрудники ЦНИИТС и МАДИ провели семь основных испытаний, которые включали в себя несколько этапов, в том числе комплексные исследования сварных соединений, испытания на выносливость (один из ключевых показателей в стальном мостостроении). Исследовалась и статика основного металла. Статические испытания, позволяющие определить предельно допустимые постоянные или плавно нарастающие нагрузки, при которых материал способен сохранять заданные характеристики, также проводились в соответствии с новыми нормативными требованиями. По каждому из вышеуказанных параметров экспертами получены положительные заключения и подтверждения того, что представленная сталь полностью отвечает требованиям межгосударственного стандарта ГОСТ 6713-2021 и при соответствии механических свойств требованиям стандарта может быть рекомендована к применению в мостостроении.
Результаты испытаний ученые огласили на отраслевой конференции по мостостроению, которая прошла в городе Выксе (Нижегородская область) 19–20 апреля. Участники конференции: проектировщики, строители, производители металлоконструкций, представители государственных органов власти и общественных организаций – оценили проделанную работу и обсудили перспективы использования современных технологий при изготовлении мостового проката.
Игорь Сухов, заместитель генерального директора ООО МИП «НИЦ Мостов и Сооружений» (МАДИ), канд. техн. наук, подводя итоги проведенных исследований, отметил: «Металлопродукция, полученная по технологии контролируемой прокатки с ускоренным охлаждением, отвечает основным требованиям мостостроительной отрасли. Со своей стороны мы не видим препятствий для применения данного вида металлопроката, по крайней мере в конструкциях автодорожных и пешеходных мостов». В отношении возможности использования таких сталей в конструкциях железнодорожных мостов было отмечено, что это зависит от набора статистических данных и дальнейшего согласования с соответствующими инстанциями.
По мнению экспертов, на российском рынке мостостроения проблемы, связанные с возросшей потребностью в металлопрокате, пока не решены. «На рынок не поступает продукция с целого ряда заводов, которые могли поставлять сталь по тем методам, которые были регламентированы старым ГОСТом. Поэтому, прежде всего, необходимо эту проблему закрыть, – добавил Игорь Сухов. – Тогда и уровень конкуренции среди поставщиков повысится». В свою очередь, качество как основополагающий фактор конкурентоспособности производственного предприятия связано с необходимостью совершенствования технологических методов, поиском инновационных решений, активным внедрением самых передовых технологий производства.
Кроме того, важен механизм, который способствовал бы выводу на отечественный мостостроительный рынок новых сталей и новых технологий металлопроката. «Строить новые мосты надо с учетом современных требований, они должны быть более надежными, более легкими, более прочными и красивыми. Эти задачи может решить в том числе и новая сталь, и новые технологии прокатки и термообработки. Кроме того, важно вовремя обеспечить сроки при реализации нацпроектов, чему во многом способствуют своевременные поставки необходимых материалов», – отмечает заместитель генерального директора по научной работе, главный научный сотрудник ЦНИИТС, канд. техн. наук, почетный транспортный строитель РФ Юрий Новак.
Со своей стороны, металлурги готовы не только продолжать испытания марок стали для рынка отечественного мостостроения, но и активно совершенствовать свою продукцию в дальнейшем, расширяя ее ассортимент. А использование современных технологий прокатки, согласно новым, более жестким, нормативным требованиям, в свою очередь, позволит вывести на необходимый уровень производство стального проката для возведения качественных, красивых и надежных мостов.
В статье используются материалы из источника:
https://dorvest.ru/images/nomera/DD_118/36-37_118.pdf