Строители подготовили комплексный пятилетний план, в который вошли самые разные проекты – от международных трасс до школ и детских садов. Чиновники утверждают, что это первый такой документ со времен СССР, где Госплан и Госснаб планировали и отвечали практически за все. Правда, такому стратегическому планированию мешают самые разные рыночные обстоятельства – как внезапные скачки цен, так и малопрогнозируемый дефицит бюджета. Современной России далеко от темпов дорожного строительства 30–40-летней давности, считают эксперты. Не случайно федеральная трасса в Китай при планировании пока обрывается в Тюменской области.
Впервые со времен Советского Союза сформирована пятилетняя комплексная программа с перечнем объектов, которые планируется построить с привлечением средств федерального бюджета, сообщил вице-премьер Марат Хуснуллин в понедельник. Федеральный бюджет выделит на госпрограмму «Строительство» в эту пятилетку около 4,7 трлн руб., из них 1,4 трлн руб. пойдут в регионы (в реализации программы участвуют все субъекты, их средства также учтены в ней, так же как и внебюджетные источники). Правительство поможет 10 регионам укрепить их бюджеты, на эти цели будет направлено 9,5 млрд руб., сообщил премьер-министр Михаил Мишустин в понедельник на совещании со своими заместителями.
«В рамках госпрограммы «Строительство» в 2023 году будут введены в эксплуатацию 145 крупных объектов федерального и регионального уровней и еще примерно 1,5 тыс. объектов региональных – садики, школы, фельдшерско-акушерские пункты, поликлиники и другие объекты инфраструктуры», – заявил Хуснуллин.
«Один из крупнейших проектов программы – это трасса М12 от Москвы до Казани, которая в дальнейшем будет продлена до Екатеринбурга и Тюмени. Она станет частью международного транспортного коридора «Россия» и в условиях санкций сможет значительно улучшить торговые связи со странами Азии», – заявил Мишустин. Он сообщил, что правительство приняло решение направить на строительство трассы еще 30 млрд руб. Благодаря этим деньгам будет досрочно введен в эксплуатацию участок в Московской области протяженностью 42,5 км.
Трасса заявлена как часть маршрута до Западного Китая, она должна обеспечить скоростное (правда, платное) автосообщение между Московской, Владимирской, Нижегородской, Свердловской областями, республиками Татарстан, Башкортостан и Чувашия. В декабре прошлого года президент Владимир Путин по видеосвязи открывал движение на трех участках трассы во Владимирской и Свердловской областях. Тогда же определились с названиями: президент поддержал идею назвать трассу от Москвы до Тюмени «Востоком», а весь транснациональный коридор от Санкт-Петербурга до Владивостока – «Россией».
Вице-премьер Марат Хуснуллин рассказывал, что в конце декабря 2024 года трасса должна дойти до Екатеринбурга. При этом активное строительство участка от Казани до столицы Урала обещали начать в 2023 году. Однако в конце января стало известно, что магистральный план нужно корректировать из-за подорожания. Сметная стоимость строительства трассы от Москвы до Казани, которую «Автодор» к осени 2022 года оценивал в 800 млрд руб. за 810 км дороги, выросла до 901,5 млрд, как стало известно из актуализированной версии пятилетнего плана дорожной деятельности на 2023–2027 годы.
Этот документ был утвержден правительством летом 2022 года. До 2027 года общий объем финансирования предполагается в размере 13,2 трлн руб. (5,4 трлн – из федбюджета, 7,2 трлн из региональных и 0,4 трлн из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Эксперты объясняли, что рост стоимости дороги связан с удорожанием стройматериалов. Правда, по данным Росстата, в целом за 2022 год они стали дороже не более чем на 4%. Вероятно, речь о том, что пришлось учитывать рост в 2021 году, который был существенно выше. В итоге цена дороги увеличилась по сравнению со оценочной сметой 2017 года на 30%. Правительство выделяло летом 2022 года дополнительные 150 млрд руб. из Фонда национального благосостояния на достройку трассы на участке от Москвы до Казани и еще 250 млрд руб. – на участок от Казани до Екатеринбурга.
Изменение пятилетнего плана дорожной деятельности подвержено влиянию двух основных стратегических новых вводных: в результате закрытия трасс на Запад необходимо срочно разворачивать маршруты не только на Восток, но и на Юг. Второй фактор: снижение доходов бюджета, рост его дефицита до 1,7 трлн только в январе 2023 года. Эксперты соревнуются в определении максимума этого дефицита по итогам года, который сам Минфин РФ надеется получить в размере не более 2,9 трлн: средневзвешенная экспертная оценка – 5 трлн, эксперты агентства Bloomberg ждут 7 трлн.
В декабре правительство расширило план, включив в него строительство объездных дорог вокруг городов Хасавюрт и Дербент протяженностью 21 км и 32 км соответственно. На них планируется выделить 23,9 и 51,2 млрд руб. Строительство этих объектов направлено на развитие международного транспортного коридора «Север–Юг», который соединяет Россию, Азербайджан и Иран.
«План дорожной деятельности дает четкое понимание того, какие дорожные объекты и в какой срок будут построены», – рассказывал Хуснуллин. При этом, если необходимо, а обстоятельства позволяют, можно оперативно использовать механизмы опережающего финансирования, строить объекты можно быстрее и быстрее вводить их в эксплуатацию, говорил он. По словам чиновника, уже после декабрьских корректировок до 2027 года запланировано проведение более 300 мероприятий, в том числе строительство 41 обхода городов.
Рассказывая о корректировках, о выделении дополнительных средств, чиновники делают упор на тех проектах, стоимость которых растет (причины особо не объясняются, но они понятны – цены растут). И умалчивается (или не выпячивается) тот факт, что в условиях бюджетных ограничений часть проектов приходится приостанавливать на неопределенный срок.
«Возникновение дефицита бюджета не может не влиять в том числе и на дорожное строительство, рынок исходит из решения о сокращении финансирования в 2023 году, урезания крупнейших транспортных проектов и о переносе сроков их реализации, – сказала «НГ» старший научный сотрудник Центра экономики транспорта НИУ ВШЭ Екатерина Щукина. – Дорожное строительство во многом идет за счет бюджета, частное финансирование осуществляется в основном госбанками, поэтому год для дорожников будет непростой. Планы постоянно пересматриваются, их приходится корректировать из-за сильного роста цен на стройматериалы. Кроме того, постоянно идут дискуссии о том, куда и как в итоге должны пролечь новые трассы, которые должны обеспечить экспортно-импортные потоки на Востоке и на Юге. По той же М-12 пока нет четкого понимания о трассировании после Тюмени».
«Не стоит ожидать, что у нас в течение 10 лет появится инфраструктура с высокоскоростными поездами, как в Японии или Китае. Всю страну не опутает сеть высокоскоростных автомагистралей, но и железные дороги свою функцию выполнят», – говорит Щукина.
По плану до конца 2027 года в стране должны обновить свыше 100 тыс. км автодорог. В середине января на совещании президент Владимир Путин заявил, что реконструкцию дорог следует проводить быстрее. «Важно не просто в полном объеме реализовать намеченное, но и постараться сделать это опережающим темпом», – говорил он. По словам президента, в 2022 году было отремонтировано более 27 тыс. км автомобильных дорог, построено и реконструировано 1,6 тыс. км.
Эксперты, однако, уверяют, что ни о каких советских темпах ввода в эксплуатацию дорог пока речь не идет. «Если смотреть не в деньгах, а в физических показателях, в 2022 году автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования было построено 1,3 тыс. км – почти минус 30% к 2021 году и в 5 раз меньше, чем в 90-х, и в 12 раз меньше, чем в конце 80-х!.
В статье используются материалы из источника:
https://www.ng.ru/economics/2023-02-13/2_8659_deficit.html