О текущем состоянии отрасли производства дорожной техники, основных тенденциях и перспективах ее работы рассказал доцент кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского национального исследовательского политехнического университета, к.т.н. Алексей Щелудяков.

 — Насколько наши предприятия способны производить технику, которая могла бы выдержать конкуренцию с зарубежными аналогами?

— Мировой рынок строительно-дорожной техники на текущий момент является одним из перспективных рынков специализированных машин, попадающих в обобщенную группу транспортно-технологических машин, таких как сельскохозяйственная техника, техника, используемая в горнодобывающей отрасли и логистике, самодвижущаяся техника и пр. Несмотря на то, что объемы спроса на строительно-дорожные машины в десятки раз меньше, чем на аналогичную группу транспортно-технологических машин, например автомобили, обеспечивающие пассажирские и грузовые перевозки, сами по себе строительно-дорожные машины являются крайне востребованными на рынке новой и бывшей в употреблении техники, поскольку именно высокий уровень спроса и наличие собственной развитой базы строительно-дорожных машин является косвенным фактором развития отрасли и, как следствие, признаком наиболее передовых в экономическом и технологическом смысле стран, для которых в целом характерен высокий уровень развития машиностроительного комплекса.

Также к вышеуказанному факту необходимо добавить, что постоянно повышающиеся общемировые требования к выпускаемой продукции в части энергетической и экологической эффективности, автономности в работе, ремонтопригодности и автоматизации в управлении оказывают свое влияние на распределение спроса между соответствующими производителями. Вдобавок к этому стремительно развивающиеся китайские производители транспортно-технологических машин пытаются за счет экономической составляющей производства и эксплуатации выигрывать конкуренцию практически на всех международных рынках данной продукции.

Россия, к сожалению, пока не занимает лидирующих позиций на мировом рынке СДМ, однако экспорт нашей техники для проведения строительных и дорожных работ уже на протяжении ряда лет выполняется многими производителями. Кроме того, принцип импортозамещения, в том числе и в области СДМ, активно развивается.

Стоит отметить, что на текущий момент в России все больший вклад вносится в разработку собственных новых транспортно-технологических машин (ТТМ), оказываются различные меры поддержки не только экономического характера, но и административного, маркетингового. Конкурентоспособность российской техники в текущих условиях также подтверждается спросом на новые СДМ, тогда как рынок импортных машин в основной своей доле сосредоточен на технике, уже бывшей в употреблении. Это не является парадигмой в общем смысле, а лишь отражает факт спроса и предложения с учетом экономической ситуации на рынке, особенностей технического обслуживания и ремонта в процессе эксплуатации строительно-дорожных машин с учетом условий эксплуатации.

За последнее время объемы дорожного строительства, в том числе и за счет нацпроекта «Безопасные качественные дороги», показывают значительную положительную динамику, которая в свою очередь приводит к большему спросу на соответствующие виды строительно-дорожных машин, применяемых в отрасли. В данных условиях при повышении качества производства и соответствии общемировым требованиям к строительно-дорожным машинам у российских производителей есть хорошие шансы для создания конкурентноспособной техники не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

— Насколько отрасль производства дорожных машин и оборудования и входящие в нее предприятия обеспечены заказами от дорожных организаций?

— Если говорить про отрасль производства строительно-дорожных машин, включая зарубежных производителей, то общий объем производства крайне высок, однако, как отмечалось ранее, спрос на такую технику существует не только на рынке новых машин, но и бывших в употреблении, что напрямую связано с экономической целесообразностью. Российские предприятия также имеют высокую загрузку собственного производства, поскольку альтернатива по стоимости приобретения не всегда оправдана надежностью в эксплуатации и ремонтопригодности на территории РФ. При любом исходе в развитии строительно-дорожных машин спрос на такую технику будет обеспечиваться продолжительное время, поскольку результаты анализа возраста подвижного состава транспортно-технологических машин в России достаточно критичны. Поэтому, несмотря на существующие ограничения, экономическую ситуацию и высокую загрузку производственных мощностей действующих предприятий, необходимо уделять особое внимание вопросу производства новых строительно-дорожных машин и оборудования, применяемого при строительстве автомобильных дорог.

— Что бы вы могли выделить как наиболее характерные свойства развития производства СДМ в России?

— Основной тенденцией в развитии разработки и производства строительно-дорожных машин, и не только у нас, является всеобщий переход от механизации отдельных процессов к комплексной механизации, что позволяет повысить точность технологических операций и сократить время между ними. Это однозначно положительно сказывается на ускорении темпов и обеспечении качества строительства автомобильных дорог.

Также хотелось бы обратить особое внимание на всеобщие подходы, применяемые в транспортно-технологических машинах по автоматизации управления ими и управлении на расстоянии, так называемые автопилоты. Исходя из этого, идеализированным подходом по развитию СДМ можно считать создание общеуниверсальной машины, выполняющей группу работ автоматически по ранее заданным параметрам без участия оператора и имеющей возможность смены навесного оборудования. В машиностроительном комплексе это соответствует переходу от станков, управляемых оператором, к станкам с числовым программным управлением и автоматизированным производственным линиям.

Тренды развития транспортно-технологических машин были бы неполными, если бы не учитывали такие факторы, как развитие конструкций транспортно-технологических машин, способов передачи крутящего момента через промежуточные элементы, например, пропорциональное управление с применением гидропривода и уход от механических раздаточных устройств, новых технологий в проектировании ТТМ, применения новых материалов, обеспечивающих заданный ресурс в эксплуатации при уменьшении трудоемкости их обслуживания.

Кроме того, говоря о трендах, следует отметить, что в настоящее время разработка новых моделей строительно-дорожных машин ведется только с применением автоматизированного цифрового проектирования и соответствующего программного обеспечения (ПО). И здесь у России имеются собственные передовые разработчики ПО, создающие программы, которые позволяют выполнять поставленные задачи по цифровому проектированию с учетом общемировых трендов.

В основном на текущий момент аналитика используется для предварительного построения модели проектируемого узла, что в свою очередь позволяет определить опасное расчетное положение, нагрузки в конструкции и другие случаи, которые невозможно учесть в программном комплексе за счет начальных и граничных условий, применяемых при проведении соответствующих расчетов. В большинстве случаев строятся 3D-модели, затем их объединяют в соответствующую сборку, которой применяются условия закрепления, начальные и граничные условия с учетом свойств применяемых материалов и пр. Результат этого проектирования подлежит анализу, который позволяет оптимизировать и адаптировать вновь проектируемую конструкцию под различные требования, прежде всего экологические, экономические и технические.

— Находят ли применение в дорожно-строительной технике цифровые технологии – например, системы ГЛОНАСС, цифровые системы управления оборудованием?

— Однозначным ответом в глобальной информатизации процессов при строительстве и ремонте автомобильных дорог является внедрение технологий по контролю за рабочими параметрами техники, являющимися предпосылкой к комплексной автоматизации технологических процессов. Оснащение системами ГЛОНАСС и GPS достаточно давно распространено на технике российского рынка, и объем ее внедрения, по субъективным показателям автора, может достигать 90%.

Таким образом, повальная информатизация и внедрение современных систем контроля и мониторинга позволяет решить отрасли и часть дополнительных проблем, связанных с экономической целесообразностью эксплуатации строительно-дорожных машин, режимов работы и многим другим, в том числе исследованием технического состояния и остаточного ресурса конкретной единицы техники, находящейся в эксплуатации.

— В каком состоянии находится кадровый потенциал отрасли? Что делается для привлечения молодых специалистов и рабочих на предприятия отрасли?

— Кадровый потенциал отрасли по проектированию, производству, эксплуатации и обслуживанию строительно-дорожных машин также испытывает ряд проблем. Несмотря на высокие стоимостные условия подготовки таких специалистов, на рынке труда они являются крайне востребованными. Российская система образования предусматривает подготовку кадров среднего и высшего образования и кадров высшей квалификации. В последнее время все чаще в системе образования возвращаются к вопросу о подготовке инженеров, крайне необходимых в текущей ситуации. Потребность в таких специалистах крайне высока, но не все высшие учебные заведения имеют соответствующие образовательные программы, поэтому на разработку таких новых образовательных программ стоит обратить особое внимание.

— В состоянии ли отраслевые вузы и профессиональные учебные заведения предоставить предприятиям достаточное количество квалифицированных кадров?

— Образовательные программы по подготовке таких специалистов в отраслевых профессиональных и высших учебных заведениях все чаще уходят от вопросов проектирования и конструирования новых машин, переводя свою образовательную область под текущие потребности эксплуатирующих такую технику организаций. Они готовят специалистов, организующих качественную эксплуатацию с учетом норм и требований по техническому обслуживанию и текущему ремонту. Разработка новых образовательных программ, не только обеспечивающих инженерную подготовку, но и программ дополнительного образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки крайне востребована на текущий момент.

— Оказывает ли государство поддержку предприятиям, выпускающим дорожно-строительные машины и оборудование?

— Объемы поддержки в зависимости от предприятий могут отличаться, однако здесь важен не сам факт поддержки, а именно организация таких условий, при которых конкурентоспособность российской техники, исходя из экономической составляющей в покупке и эксплуатации, будет выше зарубежной. Так, известно, что при деятельности соответствующего регулятора поддержка направляется не только на приобретение соответствующей техники, но и на субсидирование опытно-конструкторских, научно-исследовательских работ. Кроме того, организованы условия, при которых отдельные виды товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, не применяются для выполнения государственных и муниципальных задач, обеспечивая тем самым поддержку отрасли. Стоит также отметить наличие утилизационных сборов, которые при ввозе импортной техники ложатся на покупателя, что в свою очередь является ограничивающим фактором в приобретении бывшей в употреблении зарубежной техники. Анализу также могли бы подлежать существующие постановления, позволяющие отечественным производителям компенсировать часть производственных затрат, однако во всех случаях эта ситуация разная и важным фактором является внимание к данной отрасли государства.

— Какими вам видятся перспективы развития отечественной отрасли производства дорожно-строительной техники?

— Очевидно, что спрос на строительно-дорожные машины крайне зависим от нескольких факторов. Во-первых, это стратегия развития транспортной инфраструктуры страны с учетом строительства новых и ремонта старых автомобильных дорог и мостов. Интенсификация темпов такого строительства ведет к повышенному спросу на соответствующие строительно-дорожные машины.

Во-вторых, текущее состояние, технологии ремонта, особенности эксплуатации строительно-дорожных машин приводят к тому, что подвижной состав неизменно должен обновляться, обеспечивая высокие темпы строительства.

Сдерживающим фактором является относительно высокая стоимость комплексной автоматизации в области строительства и ремонта автомобильных дорог, что связано с платежеспособностью самих предприятий, эксплуатирующих такую технику.

Подводя определенный итог, хочется отметить, что на рынке строительно-дорожных машин в России существует некая неопределенность, которая зависит от множества различных показателей. Однако обеспечение потребности в развитии автомобильных дорог все-таки оказывает общее влияние на положительный сдвиг, с учетом поддержки государства, для производителей в отрасли по конструированию, производству, эксплуатации и ремонту транспортно-технологических машин, предназначенных для строительства и ремонта автомобильных дорог.

В статье используются материалы из источника:

http://www.avtodorogi-magazine.ru/novosti-otrasli/689-aleksej-shcheludyakov-importozameshchenie-v-oblasti-sdm-aktivno-razvivaetsya.html