Организатором мероприятия выступило ООО «НК «Роснефть» – НТЦ». Участие приняли представители научного сообщества, работники нефтегазовой промышленности, проектных организаций, инжиниринговых и сервисных компаний, поставщики технологий.

Ключевыми темами обсуждения стали вопросы применения перспективных технологий и инновационных материалов, а также действующей нормативно-технической и типовой документации при проектировании автомобильных дорог, искусственных сооружений.

В ходе конференции с докладом выступил главный специалист отдела конструкций земляного полотна управления методов проектирования автомобильных дорог ФАУ «РОСДОРНИИ» Максим Филиппов. Он рассказал о комплексной оценке прочности эксплуатируемых нежестких дорожных одежд. Данное обследование нацелено на сбор полной, объективной и достоверной информации о транспортно-эксплуатационном состоянии автомобильных дорог, путем проведения диагностики и комплексной оценки прочности нежестких дорожных одежд.

Комплексная оценка проводится в несколько этапов. В ходе подготовительных работ предусмотрено изучение технической и исполнительной документации по обследуемой автомобильной дороге. Выполняется мониторинг характеристик транспортного потока для определения остаточного числа приложений расчетной нагрузки. Дефекты покрытия выявляются при визуальной оценке ее состояния. В рамках инструментальной оценки предусмотрено измерение упругого прогиба, георадарное обследование, измерение толщины конструктивных слоев дорожной одежды, отбор проб для лабораторных испытаний, а также лабораторные исследования материалов конструктивных слоев дорожной одежды и грунта земляного полотна. Затем разрабатываются рекомендации и составляются заключения о техническом состоянии обследуемых участков.

Комплексная оценка прочности дорожных одежд с применением установки динамического нагружения и георадиолокационного обследования позволяет определить участки изменения прочности эксплуатируемых дорожных одежд автомобильных дорог и спрогнозировать количество лет эксплуатации до капитального ремонта.

Начальник отдела инновационных технологий в инженерных изысканиях Наталья Пудова сообщила участникам конференции о новых технологиях неразрушающего контроля качества строительства автомобильных дорог. Речь идет об использовании метода георадиолокации на этапе контроля качества дорожно-строительных работ в процессе их производства и на стадии приемки.

Повысить эффективность контроля за строительством автомобильных дорог и оценить их внутреннее строение и состояние можно с помощью георадара. Новые технологии, усовершенствованные алгоритмы обработки и интерпретации данных позволяют использовать георадар для неразрушающего непрерывного контроля толщины слоев дорожной одежды и проводить оценку однородности свойств применяемых материалов и грунтов дорожных одежд, земляного полотна, а также выделить ослабленные зоны в слоях основания.

Метод георадиолокации позволяет оперативно получить результаты о строении и состоянии дорожных конструкций, используя автоматизированные алгоритмы обработки и интерпретации данных и современные инструменты трехмерного моделирования. Это позволяет использовать их в проектах информационного моделирования. Данный способ исследования может быть использован в диагностике и инженерных изысканиях автомобильных дорог. Для решения задач по контролю качества автомобильных дорог применяются разные конструкции георадаров, методики проведения работ и различное программное обеспечение.

Комплексная оценка прочности дорожных одежд с применением установки динамического нагружения и георадиолокационного обследования позволяет определить участки изменения прочности эксплуатируемых дорожных одежд автомобильных дорог и спрогнозировать количество лет эксплуатации до капитального ремонта.

Специалисты ФАУ «РОСДОРНИИ» приняли участие в сопоставительных испытаниях диагностического дорожного оборудования. Эксперты Института использовали в том числе установку типа FWD, соответствующую ГОСТ Р 59918-2021. Испытания проводятся неразрушающим ударным методом динамического нагружения. Главным достоинством установок данного типа является возможность регистрации чаши прогиба на поверхности дорожной конструкции на удалении от точки приложения ударного воздействия. Данные испытания позволяют определить фактические модули упругости конструктивных слоев дорожной одежды и конструкции в целом. В настоящее время Институт ведет работы, направленные на разработку методики эффективного способа управления состоянием нежесткой дорожной одежды, в том числе с использованием этой установки.

В статье используются материалы из источника:

https://rosdornii.ru/press-center/news/novosti/effektivnyy-kontrol-kachestva-avtomobilnykh-dorog-obespechivaet-kompleksnaya-otsenka-ikh-sostoyaniya/