Содержание семинара было сформировано таким образом, чтобы рассмотреть максимум текущих вопросов касательно работ на дорожной сети страны — не только технических, но и производственных, организационных. Поэтому в заседании Совета приняли участие сотрудники сразу нескольких управлений ведомства.

На примерах работ в разных регионах участники семинара рассмотрели возможности оптимизации строительных и ремонтных процедур, которые дает в том числе использование диагностических данных.

Так, главный инженер ФКУ Упрдор «Нижне-Волжское» Дмитрий Леонов обратил внимание на существенную экономию средств при применении технологий ресайклинга покрытий и  оснований дорог, а также стабилизации и укрепления оснований неорганическими связующими материалами в рамках работ по капитальному ремонту. 

Стабилизация грунта и использование асфальтогранулобетона дает удешевление около 16–17 %: доставка песка и щебня бывает дороже материалов. У нас не много переувлажненных зон, но в случае необходимости при стабилизации вместо цемента используем отсев дробления из известняковых карьеров, — Сообщил главный инженер учреждения. — Правда, очень трудно увести проектировщиков от классических решений, к которым они привыкли. Приходится самому делать расчет конструкции, доказывать проектировщику преимущества иных решений.

Начальник отдела развития искусственных дорожных сооружений Управления эксплуатации автомобильных дорог Росавтодора Руслан Акинский рассказал об основных замечаниях, которые появляются у специалистов управления при рассмотрении проектной документации, — примерно две трети поступающих проектов отправляется на доработку

Разработка проектной документации по объектам капремонта прежде всего осуществляется на основе предпроектного обследования. Данные, полученные при таком обследовании, напрямую влияют на выбор проектных решений. Отсюда довольно распространенная ошибка: при подготовке результатов предпроектного обследования объектов ремонта и капремонта некорректно назначаются категории дефектов, как следствие — неверно оценивается техническое состояние сооружений, — заметил Руслан Акинский.

Со слов докладчика, укрепление балок пролетного строения моста углеродными холстами и ламелями почти не влияет на жесткость конструкции. Их использование не устраняет выявляемые дефекты в полной мере, но при этом затраты на их устройство сопоставимы с затратами от замены балки на новую.

Среди прочих ошибок со стороны проектных организаций начальник отдела развития ИССО указал на  нередкое несоответствие принятых проектных решений ведомостям дефектов, сравнительный анализ материалов вместо конструктивных технических решений при вариантном проектировании, организацию необоснованно больших строительных площадок, пренебрежение отечественными материалами при технико-экономическом сравнении. В качестве примера неэффективного решения Руслан Акинский привел применение гидрофобизирующей пропитки для обработки бетонного конуса у устоя моста, которое обошлось дороже, чем потенциальная переделка самого конуса.

Начальник Управления эксплуатации автомобильных дорог Росавтодора Виталий Голиков сообщил о нередких фактах ненормативного содержания искусственных сооружений, свидетельствующих о необходимости усилить контроль эксплуатации объектов.

Когда на ригеле уже выросло целое дерево, то понятно, что надо ремонтировать мост, — но сперва надо было заняться его содержанием, — подметил начальник управления.

Безопасность и межведомственные взаимодействия

Отдельно на семинаре были рассмотрены способы повышения безопасности дорожного движения после ввода объектов в эксплуатацию. Повышение ровности дорог неизбежно влияет на самоуверенность отдельных водителей, которые начинают позволять себе превышение скорости — что неизбежно ведет к росту рисков аварийности.

Примеры соответствующих работ на территории Республики Башкортостан привел заместитель главного инженера ФКУ Упрдор «Приуралье» Радмил Муслимов. Чтобы привлечь внимание участников дорожного движения к геометрии участков проезда, дорожники увеличивают протяженность линий освещения, в рамках капремонта устанавливают в покрытие светодиодные маячки. Подрядчики обустраивают трассы светодиодными знаками с  переменной информацией, оснащают комбинированные дорожные машины камерами кругового обзора и светопроекторами, наносят на дороги структурную разметку и устанавливают в начале и конце участков дорожных работ шериф-балки — сигнальное оборудование, визуально схожее с привычными водителям проблесковыми маячками патрульных машин ГИБДД.

Благодаря комплексу мероприятий, разработанных в том числе с региональными властями и органами ГИБДД, количество мест концентрации ДТП на подведомственной «Приуралью» дорожной сети в Республике Башкортостан сократилось на 71 %, с семи до двух очагов.

В первом Совете главных инженеров 2023 года впервые участвовал представитель Управления регионального развития и  реализации национального проекта Федерального дорожного агентства — начальник отдела проектной деятельности и реализации национального проекта Руслан Абдрашитов. Он посвятил выступление синхронизации дорожных работ с работами по переустройству инженерных коммуникаций в регионах.

По собранной Росавтодором статистике, в  43 субъектах указанные работы накладываются друг на друга так, что новое полотно вскрывают ради переустройства тех или иных сетей. Как заявил докладчик, реально проблема намного обширнее и часть субъектов попросту «стесняются» указывать подобные факты.

Наиболее эффективным способом уменьшить человеческий фактор повышения аварийности — превышение скорости — признают использование комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Как сообщил Радмил Муслимов, по итогам 10 месяцев 2021 года на межведомственной комиссии по БДД при главе Республики Башкортостан было принято решение об установке 150 дополнительных камер на федеральных дорогах к марту 2022 года. Сейчас на них в пределах региона 214 камер, плотность их установки по республике — 1 на 3,7 км федеральной сети дорог (рисунок из презентации Радмила Муслимова).

По мнению Руслана Абдрашитова, межотраслевое взаимодействие затруднено в  отсутствие единой базы данных о планах работ, а последствия их наложения усугублены менее низкой квалификацией подрядчиков, которые восстанавливают покрытие после переустройства коммуникаций. Поскольку это далеко не  всегда именно дорожники, то  качество их ремонта может желать лучшего: наблюдаются просадки дорожного полотна, ямочность.

Итоги Совета главных инженеров подвел заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Андрей Самарьянов. По его словам, тематики докладов Совета главных инженеров должны и в дальнейшем максимально приближаться к освещению практических действий, чтобы специалисты обменивались сведениями именно об актуальных проблемах дорожного хозяйства и путях решения сопутствующих им задач.

Вопросы проектирования объектов и  подготовки документации для своевременного получения положительного заключения ФАУ «Главгосэкспертиза», строгий контроль операционной деятельности, обеспечение безопасности как на участках производства работ, так и на находящихся в эксплуатации объектах, — всё это часть ежедневной работы дорожников во всех регионах нашей страны. Уверен, что семинар дал всем нам возможность повысить свой уровень компетенций по многим вопросам, — заключил замначальника Росавтодора.

В статье используются материалы из источника:

https://rosavtodor.gov.ru/storage/app/media/14_04_23/dorogi-rossii-2-2023.pdf