В 2020 г. берега реки Пур в Ямало-Ненецком автономном округе соединил новый мост длиной более 1 км (свыше 2700 м вместе с подходами), получивший по итогам народного голосования название «Пуровский». Он обеспечил десяткам тысяч жителей региона круглогодичную связь с «большой землей».
Пуровский мост стал первым в стране, который построен полностью за счет частных инвестиций без бюджетных вложений. Благодаря слаженной работе всех участников стройки удалось не просто запустить объект, которого ждали несколько десятилетий, но и сделать это на год раньше срока, рассказывает Ирина Петухова, управляющий директор департамента инфраструктурных проектов и ГЧП Газпромбанка, участвовавшего в финансировании проекта. Правительство Ямала оперативно решало все административные вопросы, генеральный подрядчик и инвестор проекта «Мостострой-11» профессионально организовал и выполнил строительство, в том числе собственными силами изготовил металлоконструкции пролетных строений моста, а финансировавшие проект Газпромбанк и ВТБ перечисляли средства в полном объеме и без задержек.
«Открытие Пуровского моста – историческое событие для Ямала, которого ждали почти 40 лет. Надежная связь между территориями жизненно необходима нашему округу. Мы построили мост без единого бюджетного рубля, полностью за счет частного финансирования. При этом все жители будут пользоваться им абсолютно бесплатно», – сказал на церемонии запуска движения губернатор Ямала Дмитрий Артюхов.
До того как в октябре 2020 г. по Пуровскому мосту поехали первые автомобили, единственной возможностью переправить транспорт и грузы через Пур осенью, весной и летом была понтонная переправа в виде наплавного моста из барж. В период ледохода и ледостава переправу убирали. Десятки тысяч жителей, а также крупные производственные объекты оказывались отрезаны от «большой земли» на срок до месяца. «Завоз грузов, продуктов всем приходилось планировать заранее. В экстренных случаях, таких как перевозка больных, через реку переправлялись на вертолетах. Все это создавало значительные неудобства как для частных лиц, так и для организаций, им приходилось подстраиваться и планировать все перевозки только во время работы переправы», – рассказывает Петухова.
Переправа была небезопасной – из-за изменения уровня реки понтоны регулярно опускались, и грузовикам приходилось форсировать реку по кабину в воде, и как минимум раз в сезон в образовавшиеся между понтонами бреши проваливался транспорт. При плохой погоде и высоком уровне воды машины приходилось разгружать на одном берегу, переправлять груз на специальной подушке и загружать на другом, в результате путь длиной 1 км мог занять весь день – с 5 утра до 6 вечера, вспоминают местные предприниматели, их цитирует портал «Ямал-медиа».
Сейчас эти проблемы в прошлом: Пуровский мост упростил жизнь людям, улучшил снабжение магазинов и обеспечил бесперебойный доступ к месторождениям восточной части округа – там находится не менее 50 промышленных объектов. Ввод моста стал еще одним шагом к решению стратегической задачи по развитию арктической зоны, которую ставит президент России.
Реализовать долгожданный и дорогостоящий проект удалось благодаря концессии в рамках ГЧП, говорит Петухова. Для этого округ инициировал поправки в федеральное законодательство: они позволили строить в районах Крайнего Севера платную инфраструктуру для коммерческого использования, одновременно закрепили свободный доступ для жителей.
Таким образом, по Пуровскому мосту бесплатно ездят легковые автомобили, в том числе с прицепом, мотоциклы, автомобили экстренных служб, общественный транспорт. Платят за проезд грузовики, большая часть из которых обслуживает предприятия топливно-энергического комплекса. За счет них инвестор окупает затраты на строительство моста. Концессионное соглашение действует до 2033 г., после чего проезд по мосту может стать бесплатным для всех категорий транспорта.
В Республике Коми не было круглогодичного автомобильного сообщения между южными и северными регионами вплоть до 2018 г., когда открылись основные участки реконструированной автомобильной дороги Сыктывкар – Нарьян-Мар. На больших участках этой трассы просто не было асфальта, и в соцсетях и СМИ легко можно найти фото и видео трясины из грязи, в которую они превращались летом во время дождей.
Для региона же эта трасса имеет стратегическое значение, поскольку она обеспечивает свободное передвижение по территории республики и дает выход к «большой земле» – Ненецкому автономному округу.
В 2015 г. дорожное агентство Коми по итогам конкурса заключило 11-летнее концессионное соглашение по схеме контракта жизненного цикла на реконструкцию, строительство, а также последующее содержание и эксплуатацию основных участков этой дороги протяженностью 34,5 км от Малой Перы до поселка Ираель и от Ираеля до Каджерома с ООО «Дорожная концессия», структурой крупного инфраструктурного подрядчика – группы компаний «Автобан». Она известна, например, участием в строительстве ЦКАД в Подмосковье.
Инвестиции в реконструкцию дороги составили 10 млрд руб., из них республика вложила только 5%, а остальное «Автобан» профинансировал с помощью кредита Газпромбанка, рассказывал Forbes владелец группы компаний Алексей Андреев. Стройка шла с 2015 по 2018 г., а затем регион семь лет будет возвращать инвестиции – около 10 млрд руб. – концессионеру за счет бюджета, объяснял Андреев.
Правительство Коми компенсирует концессионеру расходы на эксплуатацию, обслуживает взятые на строительство банковские кредиты и выплачивает проценты на вложенные средства инвестора, объясняет директор департамента инвестиционных проектов и ГЧП Газпромбанка Висита Балаев.
К 2018 г. инвестор сдал участки дороги от Сыктывкара до Печоры. Новая трасса дала возможность более оперативно и качественно снабжать жителей республики товарами первой необходимости, обеспечивать медпомощью, облегчила завоз промышленных грузов в северные районы и передвижение по территории Коми, рассказывает Балаев. Однако из-за сложной геополитической и экономической ситуации правительство Коми в апреле решило приостановить проект по строительству этого участка. Осталось проложить порядка 25 км дороги и возвести нестандартной длины мост через реку Печору. Стройка оценивается в сумму около 25 млрд руб., самому региону ее не осилить, цитировал ТАСС заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства республики Эдуарда Слабикова.
Андреев рассказывал Forbes, что считает концессионные проекты перспективными. «Лучше работать, чем простаивать. Поэтому мы и хотели пробить себе дорогу, участвовать в концессионных соглашениях самостоятельно, научиться формировать и структурировать эти контракты. Чтобы в будущем мы с финансирующими организациями шли [на концессионные конкурсы] на паритетных началах», – объяснял он.
Газпромбанк заинтересован в дальнейшем финансировании проектов по созданию транспортной и социальной инфраструктуры в Республике Коми и в настоящее время проводит переговоры по ряду потенциальных проектов в регионе, сообщил Балаев.
В статье используются материалы из источника: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2022/06/15/926321-pochemu-stroyatsya-s-privlecheniem-chastnih-investitsii