В рамках научно–практической конференции Федерального дорожного агентства «Эффективные подходы к реализации дорожной деятельности на территории субъектов РФ», проходящей в Казани, была организована проектная мастерская «Опережающее развитие дорожной инфраструктуры субъектов РФ».
В мероприятии под председательством руководителя Росавтодора Романа Новикова приняли участие директор Департамента строительства Правительства РФ Максим Степанов, заместители руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко и Олег Ступников, заместитель начальника ГУОБДД МВД России Олег Понарьин, президент Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ», председатель Технического комитета по стандартизации № 418 Николай Быстров, вице–губернаторы, руководители дорожных ведомств, представители отраслевых ассоциаций и подрядных организаций, члены Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве.
В своем докладе Роман Новиков рассказал об эффективных решениях при подготовке пятилетних программ дорожной деятельности в регионах, а также развитии опорной сети дорог. Сейчас в ее состав входят 64 тыс. км федеральных трасс и 72 тыс. км дорог регионального или межмуниципального значения. «При формировании опорной сети мы использовали концептуальный подход. Были разработаны и согласованы с региональными ведомствами критерии, по которым автомобильные дороги подлежали отбору в опорную сеть. В первую очередь рассматривались дороги, связывающие между собой крупные города, учитывалась их социальная значимость и востребованность», – рассказал глава Росавтодора.
Роман Новиков поблагодарил региональных дорожников за плотное взаимодействие при формировании опорной сети: «Проектные команды субъектов начали смотреть на строительство дорог через призму Транспортной стратегии. Наиболее эффективно она реализовывается там, где за основные критерии взяты социальная и экономическая значимость, развитие сопутствующей инфраструктуры, многофункциональных зон дорожного сервиса».
Особое внимание глава Росавтодора уделил работам по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в регионах страны: «Главная цель нацпроекта БКД – приведение в нормативное состояние российских дорог. В настоящее время он охватывает 84 субъекта Российской Федерации и 105 агломераций. Региональными дорожными ведомствами и Федеральным дорожным агентством проделана огромная работа по подготовке региональных проектов дорожной деятельности субъектов РФ. Все вопросы решались комплексно: были скорректированы механизмы управления, а также выстроена концепция развития дорог на единых принципах и подходах».
Роман Новиков отметил, что следующим этапом взаимодействия Росавтодора и регионов стало формирование пятилетних программ дорожной деятельности субъектов Российской Федерации на период
до конца 2027 года и их утверждение на уровне субъектов РФ. Проделанная работа обеспечит достижение в 2024 году нормативного состояния 85% автомобильных дорог в крупнейших агломерациях и 50% автомобильных дорог региональной сети, а также приведение к нормативу до конца 2027 года 85% автомобильных дорог, входящих в опорную сеть. В результате формирования пятилетних программ в 2022 году были подписаны двухсторонние меморандумы о развитии автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения.
В свою очередь Максим Степанов акцентировал внимание на опережающем развитии дорожной инфраструктуры. Он подчеркнул, что для достижения национальных целей необходимо продолжать системную работу по взаимоувязке всех сфер строительства: жилищной, коммерческой, инфраструктурной, промышленной. С этой целью в 2022 году была утверждена Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года с прогнозом до 2035 года, в которой выделены две ключевые миссии: комфортные условия жизнедеятельности и развитие экономики.
«Совместная работа и выработанные решения привели к тому, что строительство наряду с сельским хозяйством стали отраслями, которые на протяжении трех лет системно росли. Прирост за это время составил порядка 14,9%. Вклад дорожников в этот результат колоссальный», – подчеркнул Максим Степанов.
В ходе выступления директор Департамента строительства Правительства РФ также обратил внимание участников на ключевые инструменты опережающего развития инфраструктуры. Прежде всего это оптимизация схемы управления, повышение производительности труда, сокращение инвестиционно–строительного цикла, цифровизация, внебюджетное финансирование, а также фонды национального благосостояния.
Кроме того, он рассказал о смене приоритетов в отрасли в связи с новыми геополитическими условиями. Сейчас в фокусе внимания – направление на Восток, интеграция новых регионов, развитие Дальнего Востока и Азово–Черноморского региона. Это требует новых подходов и при построении логистических цепочек, в том числе для того, чтобы избежать значительного роста стоимости строительства.
Заместитель начальника ГУОБДД МВД России Олег Понарьин рассказал о факторах, влияющих на повышение безопасности дорожного движения: «Действуя в рамках посыла Организации Объединенных Наций за период с 2010 по 2020 год России, единственной в мире, удалось снизить смертность на дорогах более чем на 50%. Мы идем темпами снижения смертности порядка 700–900 человек в год. К 2030 году при нашей усиленной работе число погибших на дорогах России не должно превысить 5,8 тыс. человек, сегодня эта цифра превышает 13 тыс. человек в год».
Основными причинами ДТП с летальным исходом являются встречное столкновение, наезд на пешехода, а также съезды с последующим опрокидыванием. По словам Олега Понарьина, необходимо уделить первостепенное внимание этим трем видам происшествий. Достичь тех показателей, которые заявлены, можно только благодаря системному подходу, отражение которого нашло себя в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196–ФЗ.
Роман Новиков согласился с таким подходом и отметил, что в апреле текущего года благодаря совместным усилиям Росавтодора и ГИБДД тенденция к росту аварийности стала снижаться.
Николай Быстров посвятил свой доклад вопросам кадрового обеспечения в сфере дорожного хозяйства: «На сегодняшний день в нашей стране подготовкой специалистов занимаются 53 вуза и 101 колледж, это немного. Для качественной подготовки будущих дорожников очень важна разработка единого государственного стандарта обучения, типовых образовательных программ, образовательных дисциплин. Хочу отметить, что уже создан учебно–методический центр, и это дает уверенность, что профильные специальности будут возрождены».
Также в качестве примеров успешной реализации Концепции развития дорожного образования до 2035 года Николай Быстров привел создание профильных специальностей «Автомобильные дороги и аэродромы» и «Строительство и эксплуатация автодорожных мостов и тоннелей» со сроком обучения пять лет. Вместе с тем сейчас в процессе согласования находятся предложения по формированию системы повышения квалификации кадров преподавательского состава высших образовательных и средних профессиональных образовательных учреждений.
«Выделение специальностей дорожного хозяйства – важнейшее решение, предоставляющее ряд преимуществ для нашей отрасли. Так, новые стандарты установят общие требования к образованию, которые в свою очередь обеспечат необходимый уровень подготовки специалистов для сферы дорожного хозяйства в соответствии с современными технологиями и требованиями рынка труда», – прокомментировал Роман Новиков.
Напомним, что в октябре в рамках Х Международной специализированной выставки «Дорога 2022» прошло Всероссийское совещание «Развитие кадрового потенциала дорожного хозяйства», на котором был рассмотрен проект Концепции развития дорожного образования до 2035 года. В феврале этого года концепция утверждена министром транспорта РФ Виталием Савельевым. Ее главными целями являются обеспечение необходимого финансирования, реализация образовательных программ и подготовка высококлассных специалистов.
В ходе мероприятия Игорь Костюченко выступил с докладом «Эффективная работа проектной команды». По его словам, для достижения качественного результата необходима координация всех усилий: «Очень важно четкое представление, особенно это касается проектных команд, о полном комплексе мероприятий в рамках социально–экономического развития субъекта, а также соседствующих регионов – это и есть эффективное взаимодействие».
Тему цифровизации дорожного хозяйства подробно раскрыл в своем докладе Олег Ступников. Он подчеркнул, что цифровая трансформация – это не просто автоматизация и оцифровка существующих процессов или внедрение новых технологий, таких как применение искусственного интеллекта, чат–ботов, роботизации процессов. «Цифровая трансформация – это комплексное преобразование отрасли с использованием цифровых решений и технологий, изменение методов взаимодействия с клиентами», – отметил Олег Ступников.
Также он подчеркнул, что цифровая трансформация должна проходить в режиме постоянной сверки с принципами клиентоцентричности, то есть исходить из интересов граждан.
Стоит отметить, что в апреле этого года была внедрена система контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов. Она позволит пользователям оперативно узнавать актуальную информацию об автомобильных дорогах и дорожных работах, а владельцам автомобильных дорог эффективнее расходовать бюджетные средства. На государственном уровне система позволит планировать и контролировать оптимальное расходование средств на развитие дорожной инфраструктуры.
После работы проектной мастерской участники научно–практической конференции разделились на группы и приняли участие в тематических панельных дискуссиях: «Эффективная работа проектной команды», «Цифровое развитие дорожного хозяйства», «Удовлетворенность граждан качеством и доступностью дорог», «Кадровое обеспечение дорожного хозяйства». После докладов спикеров на каждой из них прошли дискуссии, во время которых присутствующие поделились своим опытом и задали вопросы по интересующим темам. В завершение мероприятия были подведены итоги по каждому направлению и озвучены основные векторы развития на ближайшую перспективу. Большинство касалось более тесного взаимодействия с регионами и различными ведомствами, цифровизации процессов, социально–экономических аспектов, а также изменений в системе образования в ответ на требования транспортной отрасли.
В статье используются материалы из источника:
https://transportrussia.ru/razdely/avtomobilnye-dorogi/10029-razvitie-operezhayushchee.html