В Выксе 19–20 апреля прошла отраслевая конференция по мостостроению. Эксперты обсудили перспективы применения новых технологий для выпуска мостовой стали.

Сотрудники Центрального научно-исследовательского института транспортного строительства (ЦНИИТС) и Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) представили участникам положительные результаты комплексных испытаний металлопроката из мостовых сталей. Особенность в том, что их изготовили по современным технологиям с различными видами термообработки: закалка-отпуск, термомеханическая контролируемая прокатка, нормализация и другие. Оба НИИ подтвердили, что такая сталь полностью отвечает требованиям межгосударственного стандарта и при соответствии механических свойств требованиям стандарта может быть рекомендована к применению в мостостроении.

ЦНИИТС и МАДИ, имеющие аккредитованные испытательные лаборатории и органы сертификации, провели комплексные исследования стали по утвержденной Минстроем и Минтрансом РФ программе. В исследованиях участвовали ведущие металлургические компании — ОМК и «Северсталь». Они предоставили свой металлопрокат из стали в термомеханически обработанном состоянии, после контролируемой прокатки с ускоренным охлаждением и закалки с прокатного нагрева. НИИ провели 7 основных этапов испытаний, включая на статику основного металла, комплексные исследования сварных соединений и испытания на выносливость — один из ключевых показателей в стальном мостостроении. По каждому из параметров получили положительные заключения. Участники конференции допустили возможность применения таких сталей с учетом ограничения области использования в железнодорожных мостах до набора статистических данных и согласования с соответствующими инстанциями.
— Результаты исследований показали, что металлопродукция, полученная по технологии контролируемой прокатки с ускоренным охлаждением, отвечает основным требованиям мостостроительной отрасли. Мы не видим препятствия для применения данного вида металлопроката, по крайней мере в конструкциях автодорожных и пешеходных мостов. А насчет железнодорожных мостов надо набрать статистику испытаний на выносливость и получить стабильные свойства. Что в перспективе это может дать отрасли? В первую очередь необходимо закрыть потребность в металлопрокате, которая сейчас существует в мостостроении, потому что на рынок не поступает продукция ряда заводов, которые могли поставлять сталь по тем методам, которые были регламентированы старым ГОСТом. Уровень конкуренции среди поставщиков однозначно повысится, — сказал на конференции заместитель генерального директора ООО МИП «НИЦ Мостов и Сооружений» (МАДИ), к. т. н. Игорь Сухов.

— В инфраструктурных нацпроектах доля мостов и искусственных сооружений сейчас занимает 50–60%. Строить новые надо с учетом современных требований, мосты должны быть более надежными, более легкими, более прочными и красивыми. Эти задачи может решить в том числе и новая сталь, и новые технологии прокатки и термообработки. И конечно, для нацпроектов важны сроки реализации. Проектировщики, как и строители, не могут по полгода-году ждать поставок нужного материала. Для мостостроения должно быть 5–6 видов стали на выбор, потому что сейчас у нас фактически две стали — 10ХСНД и 15ХСНД. Вместе с Росстандартом, госорганами, коллегами из научного сообщества, строителями, проектантами и металлургами мы делаем шаги, чтобы это исправить. Конференция в Выксе еще раз подтверждает готовность услышать мнения всех заинтересованных сторон, — отметил заместитель генерального директора по научной работе, главный научный сотрудник ЦНИИТС, к. т. н., почетный транспортный строитель РФ Юрий Новак.

Участники конференции согласились, что для развития конкурентоспособной среды необходимо осваивать и внедрять современные технологии производства металлопродукции для мостостроения, разрабатывать стандарты качественно нового уровня, регламентирующие технические требования к металлургической продукции. Также представители отрасли отметили отсутствие механизма, позволяющего выводить на рынок мостовых конструкций новые стали и технологии и договорились о его разработке на площадке технического комитета. Это обеспечит мостостроение перспективными металлургическими материалами, не уступающими зарубежным аналогам. Эти положения участники конференции включили в резолюцию, которую направят на рассмотрение в Минтранс и Минстрой РФ.

— Наличие межотраслевых государственных программ в других смежных отраслях позволяет металлургам видеть направления развития металлопотребляющих отраслей и формировать собственные программы технологического развития. Мы готовы предложить такую межотраслевую программу и для мостостроения, а также можем разработать национальный стандарт, регламентирующий процедуру внедрения результатов научных работ, которые проводят научно-исследовательские организации на металлургических предприятиях. Мы всегда открыты к диалогу, — добавила руководитель подкомитета ТК 375 «Металлопродукция из черных металлов и сплавов», начальник управления организации проектов с предприятиями ЦНИИчермет им. И. П. Бардина Наталья Соколова.

В статье используются материалы из источника:

https://www.nn.ru/text/transport/2023/04/25/72249872/