Разработчиком концепции национальной сети ИТС – важной составляющей цифровой трансформации транспортного комплекса – является институт ФАУ «РОСДОРНИИ». Он проводит научно-методическое сопровождение реализации таких проектов.
Инновационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни, затрагивая и дорожную отрасль. Как рассказал «ДорИнфо» заместитель директора департамента развития интеллектуальных транспортных систем и проектирования ФАУ «РОСДОРНИИ» Игорь Евстигнеев, все, что связано с интеллектуальными транспортными системами, привлекает внимание и повышает спрос на доступный научный контент. ИТС имеют уникальную эффективность в экономических и социальных вопросах.
Так, искусственный интеллект используется в исследованиях для повышения безопасности беспилотных транспортных средств. Это позволяют сделать алгоритмы и передовые методы моделирования, использующиеся для генерации данных датчиков, которые имитируют различные условия и объекты, например, пешеходов, автомобили или велосипеды. Кроме того, его можно использовать для проигрывания различных сценариев: летом тестировать работу в зимних условиях и наоборот. Многие датчики, предоставляющие данные для центрального компьютера автомобиля, нуждаются в искусственном интеллекте, интеллектуальных алгоритмах и машинном обучении для обработки информации. Это приведет к более безопасному и экономному движению беспилотного транспортного средства. Массовое внедрение ИТС, к которому планируется прийти в перспективе, повлияет не только на экономику, но и на общественную жизнь и культуру, считает специалист.
Вместе с тем необходимо сформировать основные подходы технического и социального контроля над искусственным интеллектом. У современных технологий отмечаются «темные» стороны и даже не исключается угроза безопасности. Прежде всего это связано с отсутствием прозрачности алгоритмов, по которым работает искусственный интеллект, поскольку большинство алгоритмов разрабатывается частными компаниями, в приоритете у которых прибыль, а не безопасность. В то же время современный ИИ способен решать только ограниченный круг задач. Погодные условия, разный стиль вождения, проблема распознавания образов – все это должно учитываться ИТС и входить в сценарии управления движением высокоавтоматизированными транспортными средствами.
Предоставление расчетным алгоритмам серьезной роли в цифровой жизни людей сопряжено с большими рисками. Наибольший интерес из ИТС представляет такая его часть как кооперативные К-ИТС, рассказал Игорь Евстигнеев. Являясь частью интеллектуальных транспортных систем, кооперативные ИТС (К-ИТС, C-ITS) охватывают группу технологий и приложений, обеспечивающих эффективный обмен данными с помощью технологий беспроводной связи между компонентами и участниками транспортной системы. Например, между транспортными средствами (V2V) или между транспортными средствами и инфраструктурой (V2I).
Делая акцент на важности регулирования индустрии беспилотных автомобилей при помощи ИТС, представитель РОСДОРНИИ предлагает вспомнить трагический случай, произошедший за рубежом. В марте 2018 года в результате столкновения с беспилотным автомобилем впервые погиб человек - 49-летняя Элейн Херцберг. Женщину сбил беспилотный автомобиль, который испытывала группа передовых технологий Uber в американском штате Аризона. Именно этот инцидент поднял вопросы контроля производства беспилотных автомобилей. По мнению некоторых экспертов, аварии со смертельным исходом мог бы избежать человек, сидящий в этот момент за рулем транспорта.
Должны быть выработаны и апробированы оптимальные способы обеспечения рационального и безопасного сосуществования человека и роботов в самом широком их понимании. Дорожно-транспортная инфраструктура должна обеспечивать максимальную ситуационную осведомленность транспортных средств. Право самостоятельного принятия решения может быть ограничено в установленном законом случае при наличии соответствующей технической возможности со стороны ИТС. Предполагается, что государство должно обладать технической и правовой возможностью тестировать любые системы, где применяется искусственный интеллект и, в частности, ИТС. При этом необходимы строгая проверка, контроль и постоянные испытания. Открытое тестирование, исследования и испытания – это основа для формирования адекватной и обоснованной регуляторной базы, которая бы минимизировала потенциальные риски развития и внедрения искусственного интеллекта, в том числе в транспортной сфере.
В июне прошлого года в России состоялась конференция на тему «ИТС в городских агломерациях. Проблемы и перспективы развития», в которой приняли участие представители Правительства страны, Минтранса, Минобороны, Федерального дорожного агентства, регионов страны, ведущих отраслевых предприятий, научных и образовательных организаций, специалистов в области развития дорожной инфраструктуры и компаний-интеграторов цифровых решений. Тогда было отмечено, что уход с рынка зарубежного оборудования открыл пространство для отечественных разработок и стал новым вызовом. Генеральный директор РОСДОРНИИ Александр Бедусенко подчеркивал, что российские дорожники накопили большой опыт реализации ИТС на крупных трассах и смогут использовать его для работы с загруженными городскими дорогами. Он призвал объединить эффективные методики и выработать общую концепцию работы для федерального и регионального уровней.
При обсуждении проблем формирования ИТС в городах были названы санкционные риски, которые также оказали влияние на реализацию проектов в области ИТС. Детально об этом рассказал заместитель начальника управления ИТС РОСДОРНИИ Михаил Белов. С его слов, системы критически зависимы от иностранных комплектующих. Например, зарубежные детали нужны для работы подсистем светофорного управления, мониторинга параметров транспортного потока, метеомониторинга и видеонаблюдения. Исправить проблему мог бы «параллельный импорт» или замена уже внедренного оборудования на отечественные аналоги и формирование госзаказа оборудования для отечественных производителей на основе заявок регионов. Здесь в очередной раз встает вопрос правового регулирования в области ИТС. Сегодня в структуре действующего российского законодательства отсутствует такой федеральный закон. Вместе с тем развитие интеллектуальной транспортной системы невозможно без главного нормативного документа.

В начале 2023 года в ММБУ «Управление дорожного хозяйства» г. Мурманска поступил автономный мобильный программно-аппаратный комплекс контроля объектов городского хозяйства и благоустройства территории. Внутри автомобиля установлены две видеокамеры высокого разрешения и бортовой компьютер с искусственным интеллектом. При движении комплекс анализирует объекты в зоне видимости и сравнивает полученные данные с эталонными значениями в базе. Любые несоответствия автоматически фиксируются и передаются в облачную платформу управления через каналы сотовой связи. Система не требует наличия хранилища данных и не нагружает сети и каналы связи. При этом ИИ способен видеть большой набор дефектов и недостатков, как в летний, так и в зимний периоды.
Работа комплекса основана на ИИ с использованием данных нейросети. Система в непрерывном режиме получает и анализирует визуальную информацию о состоянии элементов улично-дорожной сети и путем сравнения с базой эталонных состояний в автоматизированном режиме фиксирует отклонения и выявляет дефекты содержания. При этом используется большая база данных эталонных состояний элементов обустройства автодорог, с которой система в текущем режиме сравнивает получаемые при движении изображения. В случае отклонений фиксируется событие и помещается в качестве отметки на интерактивную карту. Активная метка позволяет дорожникам точечно просмотреть фотографии и видео, на основе которых дистанционно можно принять оперативные решения по вопросам содержания.
Комплекс позволяет в автоматическом режиме выявлять такие дефекты как ямы на проезжей части, разрушение бортовых камней иди дорожного полотна, неочищенные дорожные знаки, переполненные корзины, наличие наклеек и объявлений на вертикальных поверхностях, неработающие светофоры, разрушенные элементы пешеходных ограждений и искусственных неровностей. Выявление и фиксация дефектов происходит без участия человека. Данные систематизируются и в наглядном формате представляются пользователю.
Добавим, в конце марта 2023 года на ежегодной конференции и выставке «ИТС регионам», которая в этот раз прошла в Тюмени, обсудили цифровое развитие транспортной инфраструктуры в регионах и практические решения по внедрению ИТС. Подробнее об этом - в материале «ИТС регионам: от теории к практике».
Напомним, ИТС внедряют в городских агломерациях с населением свыше 300 тыс. человек с 2020 года. В 2022 году эти мероприятия прошли в 49 городских агломерациях 42 регионов, при этом 18 субъектов принимали участие в программе впервые. Из федерального бюджета на эти цели было выделено порядка 7,35 млрд рублей. В декабре 2022 года Правительство РФ дополнило программу внедрения ИТС в регионах. На эти цели в федеральном бюджете на 2023 год предусмотрено более 5 млрд рублей.
В статье используются материалы из источника:
https://dorinfo.ru/stat/analitika/ii-v-pomoshch-dorozhno-transportnomu-kompleksu-aspekty-razvitiya-its/