Сегодня оценка безопасности строительных материалов проводится достаточно разрозненно: на национальном уровне часть подлежит государственной регистрации, а некоторые, например арматура и лакокраски, подпадают под действие постановления Правительства № 2425 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия…», но единого регламента по этой теме нет. Чтобы это исправить, законодатели разрабатывают параллельно сразу несколько документов. В частности, уже подготовлен проект техрегламента «О безопасности строительных материалов и изделий», первая редакция которого сейчас находится на рассмотрении государственной рабочей группы. Кроме того, Правительство РФ решило вернуться к проекту федерального закона «О химической безопасности», составленному и не принятому в 2012 году, идет работа и над проектом национального регламента о безопасности химической продукции. Последние два предполагают более глобальные и менее ожидаемые для отрасли изменения в части оценки химической безопасности.

Регламент Евразийского союза должен был вступить в силу еще в 2021-м, но по ряду причин этого не произошло. Эксперты указывают на неутвержденные порядки нотификации химических веществ, их регистрацию и отсутствие подзаконной базы. По официальной версии, срок вступления техрегламента ЕАЭС перенесен на неопределенное время. При этом различные структуры периодически дают информацию о новых датах – в 2023-м или 2025-м.

«Было письмо Минпромторга о переносе срока на 2025 год, но, честно говоря, мы не ждем глобального сдвига. И во многом это связано с тем, что страны не могут договориться между собой о том, как проводить оценку, – поясняет Юлия Александрова, добавляя, что контроль за оборотом химической продукции неполноценный как на территории РФ, так и в ЕАЭС в целом, где часть функций берут на себя сами предприятия-производители и лишь в некоторых подключается государство. – Поэтому в Правительстве России и инициировали возвращение к принятию федерального закона «О химической безопасности.

Документ предполагает введение единой государственной информационной системы, благодаря которой каждая выпускаемая партия химического продукта будет контролироваться. Не исключено, что в основу ляжет норма Европейского союза, которая предполагает, что производитель или импортер продукции в обязательном порядке должен предоставлять сведения о каждой партии. В результате появится определенная прослеживаемость товаров. Помимо этого, ожидается, что ФЗ включит в себя сведения из реестра химических веществ и смесей.

Согласно юридическим нормам к категории «химической продукции» относится любое вещество или его смесь. При этом в природе все можно отнести к первой или второй группе, поэтому норма распространит свое действие на всю существующую химическую продукцию. Проверяющие органы выражают надежду, что требование подтверждать безопасность свяжут с объемом производства или импорта: например, введут только для тех, чей годовой оборот составляет более 1 тонны, что соответствует европейской практике.

Текста нового национального техрегламента пока нет, но ожидается, что в него попадут все исключения из существующего Федерального реестра потенциально опасных химических и биологических веществ (РПОХБ), согласно которым не потребуется оценивать безопасность полезных ископаемых в стадии залегания.

«Можно сколько угодно говорить, что цементы – это минералы, но они здесь, в перечне РПОХБ. И этот вопрос мы уже четко проговорили с Союзцементом, поэтому производители и импортеры должны будут проходить нотификацию и государственную регистрацию, а не подтверждать соответствие», – подчеркнула эксперт Национального объединения производителей строительных материалов и строительной индустрии Анна Молчанова.

Просят подготовиться и тех, кто работает с сухими смесями, клеями и лакокрасками, – все должны будут доказать, что продукция (а также составляющие компоненты) не представляет опасности для организма. Для этого изготовитель должен верно идентифицировать продукцию, то есть определить состав и область применения каждого компонента в отдельности и смеси в целом, а после этого классифицировать возможные опасности для окружающей среды и организма человека. В результате на продукции должна будет появиться корректная маркировка с информацией для потребителя и паспорт безопасности продукта.

«У нас были вводные о том, что национальный технический регламент вступит в действие в мае, но сейчас появилась информация, что это произойдет раньше и без публичного обсуждения. К этому нужно быть готовыми, – обращает внимание Юлия Александрова. – В целом новый регламент направлен на то, чтобы контролировать химическую безопасность. Сейчас немного оценивается токсичность, раздражающее действие и выделение вредных веществ, но остается неоцененным то, что произойдет с человеком после воздействия в течение 20 лет».

Эксперты отмечают, что наиболее остро вопрос идентификации и определения компонентов может встать перед импортерами, которые до этого больше искали ответы на вопрос, у кого купить и по какой цене, а потом удостоверялись, что получили то, что заказывали. Теперь, если конечный продукт не будет соответствовать нормам безопасности, придется выяснить почему, и возможно, что причина будет в некачественном сырье.

В статье используются материалы из источника:

http://www.avtodorogi-magazine.ru/arkhiv/razdely/16-v-vypuske-zhurnala/609-ne-nado-khimichit-uzhestochitsya-proverka-stroitelnykh-materialov-na-bezopasnost-dlya-zdorovya-cheloveka-i-okruzhayushchej-sredy.html