Дорожная испытательная лаборатория - это инструмент который позволяет контролировать качество дорожных покрытий. Среди ее основных обязанностей - сертификация материалов, диагностика и паспортизация покрытия, проверка соответствия асфальтобетонных смесей существующим нормам и стандартам. Вопрос оценки компетентности дорожных лабораторий, а также процесс импортозамещения в сфере лабораторного оборудования обсудили на IV Международной конференции «Асфальтобетон 2023», которая прошла в Санкт-Петербурге в начале марта.

Об актуальных проблемах при оценке компетентности дорожных испытательных лабораторий рассказал первый заместитель генерального директора АНО «НИИ ТСК» Дмитрий Медведев. Но сначала спикер остановился на нормативной базе, которая позволяет функционировать испытательным лабораториям.

При оценке компетентности дорожных лабораторий, спикер обратил внимание на несколько терминов. Так, сертификация - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации, условиям договоров. Орган по сертификации - юридическое лицо или ИП, аккредитованное в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации. Дмитрий Медведев отметил, что это ключевой момент, и невыполнение этого требования ведет к штрафам. Выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) - документ, формируемый в автоматическом режиме средствами федеральной государственной информационной системы в области аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации на момент его формирования.

Спикер рассказал о нюансах, которые возникали при постоянном взаимодействии с Росаккредитацией. Первое - сложности оформления документации в области аккредитации. Для работы есть конфигуратор - программа, которая работает в онлайн-формате формирует область компетентности лаборатории. Но здесь возникает нюанс - документы формируются в формате PDF: их нужно обязательно подписать цифровой подписью, принадлежащей руководителю испытательного центра. Дмитрий Медведев также добавил, так как программу писали специалисты информационных технологий (айтишники), а не дорожники, то не всегда можно найти нужную характеристику в той методике, которую измеряешь.

Второй нюанс - дополнительные траты финансов и времени, третий - вопрос квалификации специалистов, а именно наличие необходимо образования и подтвержденный опыт. Четвертый - здание и помещение. По словам спикера, Росаккредитация желает, чтобы все договоры аренды, все помещения были зарегистрированы в Росреестре, но не все арендодатели на это соглашаются, а некоторые здания технически не могут быть зарегистрированы, потому что была выполнена перепланировка.

Еще одна проблема - создание системы менеджмента качества (СМК), которая находится фактически на бумагах, а на деле не работает. Исходя из всех этих факторов, спикер отметил, что пройти первичную процедуру намного легче, так как на повторные проверки накладываются дополнительные требования.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение аккредитации? Когда выдают аттестат аккредитации, который не соответствует национальной системе, штраф для должностного лица составляет от 20 до 30 тыс. рублей, для юридического - от 200 до 300 тыс. рублей (ст. 14.60 КоАП). Следующая статья - 14.47 «Нарушение правил выполнения работ по сертификации», первые пункты которой говорят о том, что, если орган по сертификации, который не аккредитован, выдает сертификат соответствия, то это тоже административное правонарушение. Штраф - до 500 тыс. рублей. Еще одна статья - 14.48 «Представление недостоверных результатов исследований (испытаний)». Когда испытательная лаборатория дает протоколы, несоответствующие тому, что должно быть, выполненные с какими-то нарушениями, штраф для юрлица составляет до 500 тыс. рублей.

С лета прошлого года обсуждается проект Правил проведения строительного контроля, который будет заменять утратившее силу Постановление Правительства РФ № 468 от 21 июня 2010 года. И там есть такое требование: если организация проводит лабораторный контроль собственными силами, то ее лаборатория обязана быть аккредитована. Если привлекается сторонняя лаборатория, то она тоже должна быть внесена в единую систему аккредитации.

После введения зарубежных санкций актуальным остается вопрос импортозамещения в дорожной отрасли. Об опыте импортозамещения в сфере лабораторного оборудования для дорожного хозяйства рассказал главный специалист ООО «Инфратест» Константин Никольский.

Если говорить о качестве испытательного оборудования, то есть два важных показателя: точность результата и его стабильность. И, как показывает практика, самую высокую стабильность дает автоматизация процесса. Кроме того, автоматизация повышает комфортность работы. Поэтому и в немецкой компании «Инфратест», и в российской «Инфратест плюс» основным критерием качества испытательного оборудования является его надежность, точность и комфорт.

Прежде чем перейти к основной теме доклада, спикер остановился на таком вопросе - какое оборудование называть российским? Он отметил, что сейчас многие компании выступают с патриотическими лозунгами, призывая отказаться от всего импортного, даже в части ГОСТов, потому что это иностранные технологии.

В 2017 году компания начала выпускать первые сита с квадратной ячейкой, потому что столкнулись с такой проблемой, что отрасль приборостроения, к которой относится испытательное оборудование, готова к металлообработке, но абсолютно не готова к разработке испытательного оборудования. По словам спикера, до сих пор нет ни одного нормативного документа для производства сит в части перфорации из металлолиста. На сита с сеткой существует ГОСТ 3310.1 - он реализован в ГОСТе Р 51568, где прописаны параметры для изготовителя, а вот все остальное - это исключительно технические условия каждого производителя.

Столкнувшись с такой проблемой на рынке, компания «Инфратест» решила не браться за какие-то сложные приборы, поэтому сначала приступила к производству простейшего - сит. Далее в 2018 году началось производство вспомогательных механизмов, в том числе стол для гидростатического взвешивания, установка для бурения кернов. Первая автоматизация процессов случилась в 2020 году - это было устройство для извлечения проб Маршалла, а в 2021 году стали изготавливать простейшие приборы для автоматизации, для комфорта работы лаборанта, например, машина для промывки каменного материала, гранулятор асфальтобетона и вакуумный пикнометр. К 2022 году начался серийный выпуск прибор ABCD (прибор растрескивания). На сегодняшний день «Инфратест» готов предложить рынку печь выжигания битума. Ее преимущества: автоматическое поддержание заданной температуры выжигания, встроенные весы, сенсорный дисплей, ПО и расчет результатов испытания, ремонтопригодность и качественное исполнение.

Важный аспект - ценообразование: почему российское оборудование не дешевое. По его словам, хороший товар всегда стоит дорого. В отечественном оборудовании будут использованы российские комплектующие - которые сейчас разрабатываются, а процесс разработки - это финансово затратный момент. В 22 году российские компании уравнялись с иностранными производителями, то есть зарубежных компаний стало меньше, все внимание переключилось на отечественный рынок. Однако российский рынок приборостроения оказался не готов к такой ситуации, и на данный момент вся компонентная база на 90 % остается импортной. Чтобы разработать и произвести эти компоненты, нужны время и деньги, которые естественным образом ложатся в себестоимость конечного продукта. В будущем цена на оборудование может упасть, но это случится, когда будет сформирован большой рынок, и в рамках конкуренции цены начнут снижаться.

В статье используются материалы из источника:

https://dorinfo.ru/stat/intervyu/dorozhnaya-laboratoriya-2023/