Прототип дорожного покрытия с добавлением пластика, которое устойчиво к экстремально низким температурам, разработали в России, рассказали РИА Новости в пресс-службе Национальной технологической инициативы (НТИ). Университетская команда разработала технологию по модификации асфальтобетонной смеси на основе пластмасс высокого давления, которые состоят из твёрдых бытовых отходов – пакетов, упаковок и т.д. Композиционный материал способен выдерживать воздействие экстремально низких температур, нагрузки от движения транспорта, эксплуатацию в зимнее время, при этом на поверхности автомобильных дорог не образуются дефекты. Разработкой занимаются учёные из Пермского национального исследовательского политехнического института.
Отмечается, что уникальность нового покрытия заключается в долговечности и устойчивости к трещинам, а также уменьшенном негативном воздействии на окружающую среду. По оценке создателей, стоимость тонны материала составит 4,5–6 тысяч рублей в зависимости от используемых инертных материалов. При этом сейчас разработка находится на стадии прототипа.
В 2023 году исследователи планируют создать малое инновационное предприятие и получить патент. Необходимо также дооснастить испытательную лабораторию оборудованием для проведения сравнительных исследований. Новый материал может быть интересен профильным ведомствам, занимающимся обслуживанием и ремонтом автодорог, а также компаниям-подрядчикам дорожно-строительной отрасли.
Напомним, «в Липецкой области нашли способ улучшить качество дорожного покрытия и при этом решить проблему с утилизацией и переработкой пластика. Для строительства асфальта специалисты предлагают задействовать смесь использованных пластмасс – измельчённых и расплавленных пакетов, бутылок и упаковок для закусок. При этом возможны две разные концепции: частичная замена битума пластиком и модульные дороги из переработанного пластика», – говорится в сообщении НТИ.
Среди преимуществ такого подхода – снижение расходов на содержание дорог, более низкая стоимость асфальта, а также уменьшение затрат на утилизацию мусора. При этом дорожное покрытие, созданное с использованием переработанного пластика, обладает повышенной прочностью и высокой водостойкостью, имеет хорошее сцепление, более устойчиво к воздействию машинного масла и топлива.
Команда отмечает, что подобную технологию разрабатывают во многих странах – Индии, Великобритании, Нидерландах, Канаде. Авторы проекта рассказали, что при частичной замене битума измельченный пластик смешивают и плавят при температуре около 170°, после чего добавляют в горячий битум. Плюсы этого способа – увеличение срока эксплуатации дорожного покрытия в 2 раза, удешевление производства и уменьшение загрязнения окружающей среды.
Для реализации проектов потребуется внедрение технологий по сбору и сортировке пластиковых отходов и внесение изменений в законодательство.
В статье используются материалы из источников:
https://www.meteovesti.ru/news/1677294755366-morozoustoychivoe-dorozhnoe-pokrytie-sdelayut-iz-othodov-plastika
https://www.meteovesti.ru/news/1653290477471-v-rossii-poyavyatsya-dorogi-iz-utilizirovannogo-plastika