ИТС становятся одним из главных элементов для формирования современной дорожно-транспортной отрасли страны.
Интеллектуальные транспортные системы – это интеграция всех разобщенных элементов управления дорожной инфраструктурой с целью управления мобильностью и спросом каждого пассажира или груза.
ИТС объединяет управление дорожным движением, диспетчеризацию общественного транспорта, информирование участников движения, проектирование дорожной инфраструктуры, контроль транспортных правонарушений, приоритет движения спецтранспорта, разработку планов управления движением. В настоящее время ставка делается на создание национальной сети интеллектуальных транспортных систем на дорогах общего пользования.
Упомянутая сеть ИТС представляет собой территориально распределенную систему, объединяющую (на принципе присоединения с сохранением организационной и функционально-технологической независимости создания и функционирования) ИТС субъектов России, ИТС автодорог федерального значения и федеральную платформу национальной сети ИТС в единой сети с оптимизированной топологией и единым планом развития.
Предпосылками для создания национальной сети ИТС являются: высокий уровень уязвимости информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, неоднородность аппаратного и технологического обеспечения, низкая функциональная совместимость используемых решений, фрагментарность и разобщенность информационных и телематических систем.
Цель создания национальной сети ИТС включает целый ряд аспектов:
– повышение качества транспортных услуг в части комфортности и безопасности перевозок с минимизацией негативного воздействия на окружающую среду при сохранении приемлемых тарифов;
– усиление пространственной связанности и транспортной доступности территорий, производственных, коммерческих и деловых центров, существующих и перспективных минерально-сырьевых центров, а также рынков сбыта, в том числе экспортных;
– реализацию географического преимущества и транзитного потенциала страны через интеграцию в мировые транспортные цепочки, в том числе в рамках ЕАЭС;
– увеличение скорости и предсказуемости движения грузов, надежности транспортных связей;
– создание и развитие интегрированных цифровых сервисов для участников дорожного движения, направленных на обеспечение устойчивой мобильности людей и грузов.
Определены способы достижения поставленных целей, таких как формирование системы национальных стандартов в сфере ИТС, гармонизированных с международными стандартами; унификация требований к оборудованию, технологиям и комплексным технологическим решениям в сфере ИТС в целях обеспечения возможности их «бесшовной» интеграции как на межрегиональном, так и межгосударственном уровне; технологическое и информационное сопряжение созданных ИТС, обеспечение их функциональной совместимости; формирование условий для разработки единой линейки цифровых сервисов (электронных услуг), обеспечение доступности и гарантированности их использования из любой точки входа в национальную сеть ИТС; создание системы поддержки и развития цифровых компетенций в дорожно-транспортном комплексе и подготовки пользователей и профильных специалистов в сфере ИТС.
Компоненты национальной сети ИТС базируются на технологических и обеспечивающих элементах.
Технологические элементы объединяют ИТС автомобильных дорог общего пользования федерального значения, субъектов страны, среду коммуникационного взаимодействия в рамках национальной сети, обеспечение информационной безопасности национальной сети. Обеспечивающие элементы подразумевают регулирование в сфере ИТС: центр компетенции в сфере, тестовые зоны, кадровое обеспечение в сфере. Регулирование в сфере ИТС основано на совокупности нормативных правовых, нормативно-технических, организационных, методологических документов, правил, требований, рекомендаций, регулирующих отношения органов и организаций государственного сектора, юридических и физических лиц в сфере ИТС, а также обеспечивающих деятельность участников национальной сети ИТС в обозначенной сфере.
Центр компетенции занимается следующими вопросами. Обеспечением научно-технической и экспертно-методической поддержки процессов формирования и функционирования национальной сети. Внедрением отдельных элементов и организацией апробации оборудования, технологий и комплексных технологических решений, включая проведение испытаний и подготовку предложений по использованию конкурентоспособных отечественных технологий в импортозависимых сегментах ИТС. Экспериментальной отработкой технических и технологических подходов и решений, предусматриваемых проектами предварительных национальных стандартов. Проведением аудита ИТС, включаемых в состав национальной сети, в целях оценки уровня их зрелости и соответствия установленным требованиям, правилам и действующим национальным стандартам.
Естественно, серьезное значение приобретают тестовые зоны ИТС. К ним относятся: объекты исследования и апробации, инфраструктура и технологии, телекоммуникационная инфраструктура, сервисная V2X платформа, подсистемы мониторинга системы геопозиционирования.
Средства тестирования включают: испытательный лабораторный комплекс, нормативно-техническую базу, методики испытаний компонентов и оборудования ИТС, требования по обеспечению информационной безопасности.
Сами тестовые зоны – это участки дорог для имитации движения по автомагистрали, участки дорог для имитации движения в условиях плотной городской застройки, участки дорог с высоким уровнем помех для навигационных и радиосигналов.
В этой связи на первый план выходят меры, предпринимаемые для формирования Федеральной платформы сети интеллектуальных транспортных систем (ФП ИТС) России.
ФП ИТС создается для повышения эффективности решения задач транспортного комплекса нашей страны, расширения зон управляемого движения и степени управления, повышения безопасности движения автомобильного транспорта и пешеходов, обеспечения граждан достоверной, своевременной и качественной информацией об условиях дорожного движения на трассах общего пользования. Сюда же можно отнести своевременное (экстренное) информирование и управление действиями в условиях инцидентов, нештатных и чрезвычайных ситуаций, снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду, стимулирование разработки и практической реализации ИТС, развитие технологий и информационного обеспечения; организацию методологической поддержки распространения ИТС.
ФП ИТС России рассматривается как составное звено цифровой платформы транспортной отрасли страны (реализуемая как аппаратно-программная среда).
Назначение ФП ИТС: обеспечение регламентированного доступа к данным; организация информационного взаимодействия в цифровом виде; образование единого информационного пространства; стимулирование разработки и практической реализации инновационных ИТС, обеспечивающих эффективное управление транспортными потоками и самим транспортом; методологическая поддержка развития ИТС в целях оптимального решения задач транспортной сферы страны.
ФП ИТС позволит автоматизировать часть бизнес-процессов при оказании и предоставлении следующих государственных функций и государственных услуг в цифровом виде: поддержка функционирования цифровой платформы транспортного комплекса России, повышение информационной безопасности граждан, участников дорожного движения на транспорте и информационно-аналитическое обеспечение процессов управления транспортным комплексом страны.
Принципы создания ФП ИТС заключаются в открытости и доступности, эффективности, унификации, системности, инновационности и адаптируемости.
Функции ФП ИТС выражаются в информационно-навигационном обеспечении участников движения и пассажиров, формировании единой системы информационно-аналитических сервисов, мониторинге и контроле эффективности ИТС, поддержке принятия решений, обеспечении управления в условиях экстренных ситуаций и ЧС.
Структура Федеральной платформы ИТС включает единую систему информационно-аналитических сервисов, комплекс поддержки принятия решений, общесистемное интеграционное программное обеспечение, систему обеспечения информационной безопасности, телекоммуникационную систему.
Весь комплекс решений нацелен на выполнение мониторинга состояния и управления дорожным движением и служб содержания дорог, метеомониторинг, диспетчеризацию общественного транспорта, наблюдение за параметрами дорожного движения и поддержание безопасного движения ВАТС.
Важный аспект – повышение качества внедрения ИТС в городских агломерациях с населением более 300 тыс. человек, реализуемое в рамках нацпроекта БКД.
ИТС в российских городах можно разделить на четыре уровня зрелости.
Нулевой уровень – это отсутствие подсистем ИТС в агломерации или наличие отдельных типов периферийного оборудования, функционально, информационно и технически не связанного между собой.
Начальный уровень подразумевает наличие программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, комплексной схемы организации дорожного движения, центров управления дорожным движением (ЦУДД) и общественным транспортом, подсистем светофорного управления (адаптивное светофорное регулирование с подключением не менее 20% всех светофоров), мониторинга параметров транспортных потоков и метеомониторинга.
При этом сеть детекторов для сбора данных о параметрах дорожного движения должна охватывать не менее 40% магистральных городских дорог и магистральных улиц общегородского значения, все светофорные объекты, подключенные к ЦУДД, также предусмотрена интеграция не менее трех подсистем.
Базовый уровень дополнительно к первому должен включать транспортную модель агломерации, подсистему видеонаблюдения, детектирования дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и чрезвычайных ситуаций (ЧС), подсистему информирования участников дорожного движения с помощью динамических визуальных табло и знаков переменных данных.
Подсистема видеонаблюдения включает монтаж аппаратуры на пересечениях магистральных городских дорог, магистральных улиц общегородского и районного значения. Сеть детекторов для сбора данных о характеристиках транспортного потока охватывает все магистральные городские дороги и магистральные улицы общегородского уровня, 50% магистральных улиц районного уровня, все светофорные объекты, вновь подключенные к ЦУДД. В этом случае выполняется интеграция не менее четырех подсистем. Зрелый и продвинутый уровни достигаются только после реализации начального и базового уровней. Отправными точками здесь являются косвенное управление транспортными потоками и парковочным пространством, полностью адаптивное светофорное регулирование, детектирование ЧС, транспортное прогнозирование и моделирование, интерактивное взаимодействие участников дорожного движения. К этому можно добавить сервисы для подключенного и беспилотного транспорта, мониторинг состояния дороги и дорожной инфраструктуры, детективное управление дорожным движением.
Система стандартизации – существенный элемент государственной научно-технической и инновационной политики в сфере ИТС, позволяющий обеспечить формирование и использование единого понятийного аппарата, а также единых подходов и унифицированных решений при создании ИТС.
Внедрение ИТС, беспилотного транспорта и других подобных технологий не должно быть самоцелью. Здесь требуется четко представлять результат, который будет в итоге достигнут. Упор надо делать на улучшение показателей безопасности дорожного движения и комплексный подход к развитию транспортной и дорожной инфраструктуры.
В статье используются материалы из источника:
http://www.avtodorogi-magazine.ru/arkhiv/razdely/16-v-vypuske-zhurnala/564-its-na-sluzhbe-bkd.html