Мировой рынок цифровой логистики будет расти ежегодно на 17,5% в до 2030 г. В прошлом году предполагалось, что аналогичный показатель для российского составит 21%, но оправдается ли этот прогноз в новых условиях пока непонятно. Главные направления в сфере цифровизации транспорта — беспилотные летательные аппараты и автомобили, электромобили, смарт-контракты, системы управления запасами, технологии биометрической аутентификации.

Мировой рынок цифровой логистики, включающий в себя системы управления складом, трудовыми ресурсами и транспортом, в 2021 г. оценивается в $18,1 млрд, а к 2030 г. он вырастет до $77,52 млрд. Среднегодовой темп роста в этот период составит 17,5%, подсчитали в Strategic Market Research. 45% этого рынка приходится на Северную Америку. В списке ключевых драйверов развития цифровой логистики в 2021 г. — экспоненциальный рост рынка электронной коммерции, что привело к необходимости резко ускорить все логистические процессы посредством цифровизации цепочек поставок и внедрения цифровых платежей на фоне локдаунов, вызванных коронавирусом. Кроме того, авторы исследования отмечают востребованность на рынке решений для отслеживания отправлений в режиме реального времени, логистики третьего поколения (полный комплекс услуг, который провайдер-логистик предлагает клиентам), интернета вещей, искусственного интеллекта и машинного обучения.

Аналитики MarketsandMarkets ожидают, что к 2025 г. мировой рынок цифровой логистики достигнет $45,6 млрд, до этого времени он будет расти в среднем на 21,7% в год. Быстрее всего будет расти рынок облачных решений. Также в списке лидеров по темпам роста управление данными и аналитика. Тормозом для развития рынка цифровой логистики является отсутствие единых стандартов управления на фоне высокой фрагментации используемых в отрасли решений. Аналитики MarketsandMarkets связывают будущее логистики с использованием беспилотного транспорта, однако отмечают, что цифровизация отрасли требует значительных капиталовложений.

По данным Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, в России спрос на цифровые технологии в сфере транспорта и логистики будет расти на 21% ежегодно и к 2030 г. достигнет ₽626,6 млрд. В 2020 г. он оценивался в ₽89,4 млрд.

Результаты опубликованного в октябре 2022 г. исследования свидетельствуют, что на сегодняшний день транспортная отрасль занимает 10 место из 18 возможных по уровню цифровизации с показателем 14,9. Индекс цифровизации, разработанный ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, отражает уровень использования цифровых технологий, цифровизации бизнес-процессов, цифровых навыков персонала, затрат на внедрение и использование цифровых технологий и кибербезопасности. Интегральное значение Индекса по итогам 2021 г. составило 15,7 пункта, максимальное присвоено ИТ-отрасли (33,9 пункта), минимальное — сфере операций с недвижимостью (11 пунктов).

По мнению специалистов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, изменить отрасль может внедрение цифровых технологий. Топ-15 наиболее перспективных технологий было определено путем интеллектуального анализа более 500 млн открытых источников: научных публикаций, патентов, нормативной правовой базы, рыночной аналитики, отраслевых медиа, материалов международных организаций, вакансий и т.д. Интересно, что авторы исследования составили два рейтинга — первый отражает мнение ученых, второй — мнение бизнеса.

Главный вывод — интерес ученых преимущественно сфокусирован на воздушном транспорте, а бизнеса — на автомобильном. В обоих рейтингах в числе наиболее популярных оказались беспилотные летательные аппараты и автомобили, электромобили, смарт-контракты, обеспечивающие прозрачность операций и автоматическое исполнение обязательств в цепочке поставок, системы управления запасами, технологии биометрической аутентификации.

Перспективы цифровой трансформации отрасли нашли свое отражение в утвержденной 27 ноября 2021 г. Транспортной стратегии РФ до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г.

В документе отмечается, что цифровизация различных секторов транспортной отрасли происходит неравномерно. Наибольший прогресс наблюдается в таких областях, как взаимодействие с клиентами, в том числе посредством цифровых каналов и развития платформ-агрегаторов, и управление изменениями. Создание цифровых бизнес-моделей, внедрение цифровых платформ и гибких методов разработки внутри организаций демонстрируют средние показатели уровня внедрения. Отстающими областями являются цифровизация поддерживающих функций и операций внутри организации. Также наблюдается дефицит кадров, обладающих необходимыми цифровыми навыками.

Процесс цифровизации транспортной отрасли идет медленно в связи с большим разрывом между крупными и иными компаниями, а также органами власти. Высокий уровень цифровизации наблюдается среди компаний сектора пассажирских перевозок воздушным и железнодорожным транспортом. Средний уровень цифровизации демонстрируют секторы перевозок пассажирским транспортом общего пользования в городах, грузовых перевозок автомобильным транспортом и грузовой логистики в целом. Низкий уровень цифровизации наблюдается в секторе грузовых перевозок внутренним водным и морским транспортом.

Основными барьерами цифровизации отрасли являются нехватка специализированных кадров и финансовых ресурсов, неэффективные стандарты и нормативно-правовое регулирование, в том числе в части электронного документооборота и предоставления государственных услуг, низкий приоритет цифровой трансформации для многих участников транспортного рынка.

В Транспортной стратегии описаны основные направления цифровой трансформации отрасли. Благодаря им планируется к 2025 г. добиться роста производительности труда в 2 раза. Скорость мультимодальных перевозок увеличится в 4 раза, время прохождения таможенных процедур сократится в 10 раз, а прохождения контрольных процедур на всех видах транспорта — в 5 раз.

В статье используются материалы из источника:

https://www.cnews.ru/reviews/tsifrovizatsiya_transporta_2022/articles/bespilotnikismart-kontraktyupravlenie