Мероприятие организовал Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ). Начальник управления методов проектирования автомобильных дорог Александр Кулижников выступил с докладом о повышении сроков службы дорожных конструкций с помощью учета эксплуатационной надежности. Эксперт отметил, что в соответствии с современными стандартами дорожная одежда при проектировании всегда должна проходить проверку на эксплуатационную надежность. Это позволяет на стадии проектирования учитывать допустимые изменения эксплуатационных характеристик в течение расчетного срока службы.

«Перед началом строительства необходимо рассчитать, как долго дорожная конструкция будет обеспечивать прочность и продольную ровность, устойчивость к колееобразованию, износу материала покрытия с учетом предельного коэффициента разрушения. Только так можно убедиться, что построенная по заданным параметрам автомобильная дорога надежна и безопасна», – подчеркнул Александр Кулижников.

Среди критериев эксплуатационной надежности эксперт обратил внимание на резервированность по прочности (применение материалов с увеличивающейся прочностью в процессе эксплуатации) и на ремонтопригодность дорожных конструкций (усиление оснований, а также на постановку задач по самодиагностированию автомобильных дорог).

Основными способами повышения надежности автомобильной дороги являются обеспечение прочности, продольной и поперечной ровности дорожной конструкции, а также ее шероховатости. При строительстве важно обеспечить однородность по прочности на поверхности рабочего слоя земляного полотна, использовать материалы в покрытии, устойчивые к пластическому деформированию и износу. Кроме того, целесообразно проводить армирование основания земляного полотна на слабых грунтах геосинтетическими материалами, а в процессе эксплуатации дороги своевременно выполнять работы по замене защитных слоев и слоев износа.

«В отечественной нормативно-технической документации эксплуатационная надежность должна учитываться в большей степени, поэтому представляется целесообразным разработать соответствующий нормативно-технический документ», – уточнил Александр Кулижников.

Главный специалист отдела программ развития управления технологического сопровождения РОСДОРНИИ Андрей Руденский рассказал участникам конференции о необходимости учета неоднородности свойств асфальтобетонов и слоев основания при расчете конструкций дорожных одежд для предотвращения появления выбоин.

«Выбоины часто появляются из-за неоднородности используемых материалов для асфальтобетонных покрытий. Она неизбежно возникает на стадиях приготовления дорожных смесей, их укладки в дорожное полотно и уплотнения. Качество перемешивания смеси при приготовлении и строгое соблюдение технологических режимов работы с ней напрямую влияет на прочностные характеристики автомобильной дороги», – рассказал представитель РОСДОРНИИ.

Андрей Руденский добавил, что появление и углубление выбоин на дорожных покрытиях, нарушающих требования ГОСТ Р 59120-21 «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования» к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, является индикатором комплексного нарушения работы всей дорожной конструкции и необходимости проведения ее капитального ремонта.

В статье используются материалы из источника:

https://rosdornii.ru/press-center/news/novosti/eksperty-rosdornii-uchet-ekspluatatsionnoy-nadezhnosti-pri-proektirovanii-zalog-bezopasnosti-i-kache/