Финансирование мероприятий по реконструкции и ремонту предаварийных и аварийных мостов и путепроводов, вошедших в федеральный проект «Региональная и местная дорожная сеть» национального проекта «Безопасные качественные дороги», началось с 2022 года. К 2024 году необходимо привести в порядок 100 тыс. пог. м мостов, к 2030 году – 290 тыс. Финансирование путепроводов предусмотрено с 2023 года. К 2030 году планируется построить 291 путепровод.
Ирек Ялалов напомнил, что по итогам «Открытого диалога» с участием министра транспорта РФ Виталия Савельева и «Правительственного часа» с участием заместителя Председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина достигнута договоренность о продлении программы «Мосты и путепроводы» до 2030 года.
Ирек Ялалов обратил внимание на ситуацию с нецелевым использованием средств в рамках программы «Мосты и путепроводы» и предложил упорядочить их расходование: «К сожалению, приходится констатировать, что средства, которые выделяются из федерального бюджета на ремонт и реконструкцию аварийных и предаварийных мостов, не направляются именно на мосты. Действующее законодательство позволяет регионам использовать их и на дорожное строительство».
Также сенатор сделал акцент на дефиците инженеров–мостостроителей. По его словам, российские вузы ежегодно выпускают порядка 170 выпускников по специальности «Строительство, эксплуатация, восстановление, техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей». Есть специалисты широкого профиля, которые специализируются на строительстве дорог, аэродромов и городских коммуникаций. Между тем потребность дорожного хозяйства в квалифицированных кадрах с высшим образованием в среднем составляет порядка 3200 специалистов ежегодно.
Директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Андрей Шилов представил промежуточные итоги реализации нацпроекта БКД в части приведения в нормативное состояние аварийных и предаварийных мостов. По его словам, первый год реализации данной программы можно считать успешным.
На приведение в норматив мостов и дорог в 2022 году из федерального бюджета выделены 68 млрд руб. Плановое значение показателя по мостам в текущем году составляет 16 км, субъектами к концу 2022 года планировалось привести в нормативное состояние почти 29 км мостов и путепроводов. На указанные мероприятия направлено 23,8 млрд руб., из которых 19,7 млрд руб. – средства федерального бюджета.
Андрей Шилов отметил высокую заинтересованность и готовность регионов к продолжению выполнения работ по этому проекту: «Из запланированных в рамках нацпроекта 85 км дорог на 2023–2024 годы законтрактовано около 30%. Минтранс совместно с Росавтодором мониторит ситуацию на предмет использования средств федерального бюджета. Есть решение не направлять запланированные средства исключительно на мосты, что позволит субъектам более гибко подходить к распределению работ. При этом в целом по стране на мостовые сооружения направляется четверть объема господдержки, выделенной по этому направлению».
Анализ показывает, что средняя стоимость работ на искусственных сооружениях составляет 800 тыс. руб за пог. м. В таких регионах, как Астраханская и Магаданская области, Пермский и Хабаровский края, полный объем федеральных средств был направлен на мероприятия по искусственным сооружениям. Вместе с тем в 22 субъектах федеральные средства совсем не направлялись на мосты, поскольку в рамках ремонта и капремонта они не могли организовать строительство или провести реконструкцию. «Мы проработали этот вопрос с Аппаратом Правительства РФ, внесли изменения в правила предоставления субсидий и направили на утверждение в Правительство РФ», – пояснил Андрей Шилов.
Еще один острый вопрос – диагностика, оценка технического состояния дорожного хозяйства в регионах, в том числе мостов. Теперь соглашение о предоставлении субсидии будет предусматривать обязательство субъекта обеспечить проведение инструментальной диагностики автомобильных дорог, а также оценки технического состояния искусственных дорожных сооружений. С 2023 года все регионы, получающие средства из федерального бюджета, будут обязаны инструментально проверить состояние своей дорожной сети и мостов.
С целью активизации ремонтных работ и проведения контроля за проводимыми работами на сооружениях в текущем году добавлен новый мониторинговый показатель, который определяет долю мостов субъекта, расположенных на автомобильных дорогах, входящих в опорную сеть и рассчитанных на нагрузку не менее 11,5 тонны на ось. С начала будущего года регионы будут отчитываться за его достижение.
Еще один важный аспект – качество проводимых работ. С 2019 года ФАУ «РОСДОРНИИ» ведет мониторинг качества дорожных работ в субъектах РФ, проводит выборочный контроль качества применяемых материалов в лабораторных условиях. Как сказал генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Бедусенко, сотрудники 12 филиалов ведомства осуществляли выборочный мониторинг качества работ в 83 субъектах РФ. Были проверены 354 объекта и 395 заказчиков на предмет организации системы качества на 664 объектах.
Выявленные замечания касались в основном несоответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» в части использования материалов, а также отсутствия квалифицированных специалистов дорожного хозяйства прежде всего у муниципальных заказчиков.
С 2020 года специалисты Росдорнии оказывают консультативную и методологическую поддержку регионам при применении новых и наилучших технологий. Такая работа велась с 10 пилотными регионами, в 2021 году консультации велись уже в 20 регионах, в 2022 году – в 35 регионах.
Одна из главных проблем была связана с соответствием рецептов на асфальтобетонные смеси новым стандартам. Специалисты Росдорнии также проводили выборочный анализ проектно–сметной документации с применением новых и наилучших технологий; участвовали в разработке предложений по формированию стратегии развития дорожного хозяйства в 9 субъектах; занимались разработкой сопроводительной документации при внедрении новых и наилучших технологий, оказанием технической помощи по вопросам пригодности исходных материалов, разработкой альбомов типовых конструкций дорожных одежд в 16 субъектах.
ФАУ «РОСДОРНИИ» приняло участие в разработке программы системы качества и организации работ при планировании и реализации объектов федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» нацпроекта БКД. В сентябре 2022 года данная программа масштабирована до 12 регионов, в следующем году будут участвовать все субъекты РФ.
Генеральный директор ООО «Технологические системы защитных покрытий» (ТСЗП) Лев Балдаев рассказал о методах защиты металлоконструкций от действия коррозии, которые широко применяются в дорожном строительстве за рубежом. Металлизированное покрытие в виде алюминиево–магниевого сплава наносится на поверхность металла, обеспечивая изоляцию и защиту от коррозии на десятки лет. После металлизации не требуется наносить лакокрасочное покрытие. Применение таких покрытий может обеспечить ресурс от 30 до 50 и более лет. Немаловажная деталь: все оборудование и материалы производятся в России. «Интерес к этим технологиям проявило ОАО «РЖД». Девять мобильных комплексов заказала компания ОСК для своих судостроительных заводов, разрабатываем подобный комплекс для дорожников», – сообщил Лев Балдаев.
В рамках нацпроекта БКД субъекты взяли на себя повышенные обязательства по борьбе с нарушителями правил перевозки грузов. До 2024 года должны быть возведены почти 600 пунктов весогабаритного контроля, сегодня их 398, но более половины (58%) не работают. В 46 субъектах РФ пункты весогабаритного контроля функционируют, но объем их работы уменьшается.
С 2019 года ГИБДД практически не участвует в контроле за движением тяжеловесов, сотрудники Ространснадзора ограничены в своих возможностях, в результате перевозчики не останавливаются по требованию сотрудника Ространснадзора, низкая административная ответственность за неподчинение – 500–800 руб. никакой роли не играет. Также повсеместно отмечаются нарушения и непосредственно в зоне пунктов весогабаритного контроля: в 70–80% случаев водители скрывают государственные регистрационные знаки, нередки случаи вывода из строя весогабаритного оборудования перевозчиками.
«Необходимо внести изменения в нормативные документы и в правила дорожного движения, где была бы зафиксирована обязанность водителей предъявлять документы сотрудникам Ространснадзора, все пункты должны работать, административная ответственность должна быть сопоставима с тем ущербом, который наносят тяжеловесы», – считает Игорь Старыгин.
Андрей Шилов напомнил, что с 1 января 2023 года администрирование штрафов, зафиксированных на автоматических весах, переходит в Ространснадзор. Сейчас эти штрафы идут в региональные дорожные фонды, эта норма будет действовать до 2024 года. Минтранс поддержал предложение Минфина, чтобы сделать эту норму постоянной.
Член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Сергей Михайлов поднял вопрос подготовки мостовиков. Сегодня их днем с огнем не найти. «Мы дошли почти до нулевой точки. Целые федеральные округа, не говоря уже об отдельных регионах, не имеют специалистов соответствующей квалификации», – сказал сенатор.
Заместитель директора по научно–исследовательской работе РУТ (МИИТ) Юрий Рюмин проинформировал о создании отраслевого методического центра, который будет иметь региональные представительства. Также запланировано проведение работ по созданию цифровой платформы, которая будет мониторить ситуацию в субъектах РФ в части потребностей и кадровых возможностей, чтобы более качественно формировать контрольные цифры приема, составить реестр научно–педагогических школ, выявить их сильные и слабые стороны.
Декан дорожно–строительного факультета МАДИ Владимир Надеждин обратил внимание на тот факт, что за последние шесть лет более чем в пять раз упали контрольные цифры приема по мостовому направлению. В настоящее время на факультете учатся около 200 человек по мостостроению. Порядка 10%, согласно статистике, уйдут в смежные отрасли, остальные трудоустроятся по специальности.
Подвижки в этом направлении идут. Для решения проблемы острой нехватки специалистов по строительству и эксплуатации мостов в Уфимском государственном нефтяном техническом университете на архитектурно–строительном факультете открылась новая кафедра «Автомобильные дороги, мосты и транспортные сооружения» для обеспечения федеральной программы профессионалами.
В статье используются материалы из источника:
https://transportrussia.ru/razdely/transportnaya-infrastruktura/9683-vzyat-khoroshij-start.html