Разработка и утверждение новых национальных стандартов, внедрение передовых отечественных технологий, развитие интеллектуальных транспортных систем и систем повышения квалификации отраслевых специалистов – эти задачи всегда были и остаются основополагающими для всего дорожного хозяйства. Минувший год стал прорывным с точки зрения цифровой трансформации дорожно-транспортного комплекса.
Так, повысилась доля объектов, на которых предусмотрено использование инноваций из Реестра новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения (РННТ). По состоянию на конец 2022 года он содержит сведения о 365 технологиях, 798 материалах, 261 конструктивном решении, а также о 165 производителях и более чем 600 регулирующих документах дорожной отрасли.
За прошлый год экспертами Общеотраслевого центра компетенций (функционирует в ФАУ «РОСДОРНИИ») было организовано более 40 совещаний, посвященных применению различных передовых технологий. Кроме того, завершен анализ порядка 500 составов асфальтобетонных смесей и 120 комплектов проектно-сметной документации с выдачей замечаний и рекомендаций по их корректировке. При этом число пилотных регионов по внедрению приоритетных новых и наилучших технологий в Российской Федерации увеличилось до 35.
Отдельное направление работы ‒ разработка нормативно-регулирующих документов. К примеру, в области проектирования вантовых, арочных и балочных систем с пролётами более 150 м Федеральным дорожным агентством в сотрудничестве с научным сообществом впервые в мире был подготовлен уникальный стандарт, четко определяющий методы и способы подтверждения аэродинамической устойчивости мостов, – ГОСТ Р 59625-2022 «ДАОП. Мостовые сооружения. Правила расчета и подтверждения аэроупругой устойчивости».
Также была завершена разработка национального стандарта по проектированию металлических гофрированных элементов (ГОСТ Р 59621-2022), который содержит ключевые конструктивные и расчетные требования, а также впервые предлагает рекомендации к конечно-элементному моделированию подобных элементов.
Что касается контроля качества сырья и строительных материалов, в 2022 году испытательно-исследовательская лаборатория ФАУ «РОСДОРНИИ» провела анализ подборов составов асфальтобетонных смесей в регионах нашей страны. В общей сложности было проанализировано порядка 500 рецептов, запроектированных в соответствии с ГОСТ Р 58401.1, ГОСТ Р 58401.2, ГОСТ Р 58406.1 и ГОСТ Р 58406.2. Был исследован ряд важнейших эксплуатационных характеристик асфальтобетонов (стойкость к образованию колеи и др.), разработаны 42 программы и методики аттестации испытательного оборудования.
В минувшем году в отрасли стали активнее внедряться передовые методы испытаний дорожных конструкций, которые осуществляются с помощью симулятора колесной нагрузки (СКН) «ЦИКЛОС». Его разработка велась в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». С помощью данного симулятора были проведены первые сравнительные испытания двух типов конструкций дорожных одежд в Нижегородской области на специально построенном испытательном участке четвертого этапа строительства скоростной автомобильной дороги М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань.
Также в 2022 году проведена опытная эксплуатация первой в России передвижной лаборатории для сплошной безостановочной диагностики автомобильных дорог на скорости транспортного потока (до 80 км/ч) «Эскандор» (разработана по заказу ФАУ «РОСДОРНИИ»). С её помощью было продиагностировано более 3 тыс. км дорожного покрытия в пяти пилотных регионах: Мурманской, Курской, Ростовской и Оренбургской областях, а также в Республике Татарстан.
В прошедшем дорожно-строительном сезоне впервые за последние полвека стартовала научно-исследовательская работа по переработке требований по проектированию нежестких дорожных одежд. Росавтодором организована широкомасштабная работа по мониторингу участков покрытия с применением различных материалов, модификаторов. Уже сейчас комплекс работ позволяет повысить качество выполнения дорожных работ и обеспечить соответствующие межремонтные сроки службы с максимальной эффективностью использования ресурсов.
Ведомством предусмотрена разработка отраслевого дорожного методического документа «Методические рекомендации по организации инженерно-геокриологического мониторинга и оборудованию инженерно-геокриологических мониторинговых стационарных постов в полосе отвода автомобильных дорог в криолитозоне». В минувшем году федеральными дорожниками были оборудованы два мониторинговых поста на автомобильных дорогах А-331 «Вилюй» (км 75) и Р-297 «Амур» (км 288). В 2023-м запланирована установка аналогичных систем на трассах А-360 «Лена» (км 1 050) и Р-504 «Колыма» (км 1 955 – км 1 960). Специалисты завершают сбор технической информации и её анализ, в настоящий момент вносятся редакционные правки в методический документ на основании этих данных.
Продолжаются исследования и материалов класса «Сверхпрочные фибробетоны» для дальнейшего применения их в мостостроении. Они позволяют разрабатывать особые технические решения, как правило, со значительно облегченными конструкциями. В настоящий момент развитие этой области значительно сдерживается отсутствием нормативной базы. Её разработкой активно занимается Росавтодор.
В 2022 году специалистами ФАУ «РОСДОРНИИ» закончена разработка Концепции функционирования интеллектуальных транспортных систем (ИТС), а также подготовлены предложения по обновлению трех национальных стандартов, разработаны проекты семи национальных стандартов и проект федерального закона о национальной сети ИТС.
Для обеспечения возможности проведения экспериментов и апробации технологий создаётся первая в России пилотная зона на территории Республики Татарстан. Уже разработаны и согласованы технические решения по размещению специализированного оборудования и прокладке линейно-кабельных сооружений, а также подготовлена сметная документация на создание соответствующей инфраструктуры.
Не осталось без внимания и развитие профессиональных компетенций: в 2022 году была проведена масштабная работа в области обучения кадрового состава. По 19 программам повышения квалификации на площадке ФАУ «РОСДОРНИИ» прошли обучение 4 819 работников дорожного хозяйства (доля сотрудников в возрасте от 18 до 35 лет – 58,44 %). Годовой целевой показатель был перевыполнен почти в два раза. Также проведено 38 ознакомительно-информационных мероприятий по актуальным вопросам дорожного хозяйства, суммарное количество участников – 5 870 человек (ещё 3 073 человека посмотрели вебинары в записи).
В статье используются материалы из источника:
https://www.ruscable.ru/news/2023/01/24/35_pilotnyx_regionov_uchastvuut_vo_vnedrenii_prior/