По информации союза производителей, национальный стандарт РФ ГОСТ Р 70196-2022 «Дороги автомобильные общего пользования. Комплексные минеральные вяжущие для стабилизации и укрепления грунтов. Технические условия» разработан экспертами НО «Союзцемент» совместно с АНО «НИИ ТСК» и Союзом производителей извести. Стандарт был внесен на рассмотрение Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство», утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 1362-ст от 24 ноября 2022 года с 1 января 2023 года.

Действие нового стандарта распространяется на КМВ, применяемые для стабилизации и укрепления грунтов при устройстве подстилающих слоев, рабочего слоя земляного полотна, откосов земляного полотна, слоев дорожных оснований и покрытий.

В компании рассказали, что технология улучшения, стабилизации или укрепления грунта с помощью КМВ используется как альтернатива или дополнение к традиционной технологии устройства нижних слоев оснований автомобильных дорог.

По традиционной технологии для укрепления дорожного полотна на уплотненный грунт основания укладываются слои из песка и щебня, затем настилают нижний и верхний слои асфальтобетонного покрытия либо устраивают слои основания или покрытия из цементобетона.

Механическая стабилизация грунтов осуществляется путем уплотнения или ввода в грунт волокнистых или других, не поддающихся биоразложению средств армирования (геотекстиль и проектируемая пластиковая сетка для фиксации грунта и борьбы с его эрозией, увлажнением и проницаемостью).

Целью и преимуществами технологии укрепления грунта КМВ является ускорение строительства, снижение количества завозных инертных материалов (песок, щебень), минимизация затрат, связанных с экскавацией и вывозом слабых грунтов, снижение негативного воздействия на подъездные пути к территории строительства и экологического воздействия на окружающую среду и социум. Так, использование технологии укрепления грунта с использованием КВМ: на 20% снижает стоимость устройства слоя дорожного покрытия, в 4-5 раз сокращает сроки строительства автодорог, до 15 раз уменьшает объем земляных работ и завозимых материалов, в 3-4 раза уменьшает количество пребывающего на объект грузового автотранспорта, в 6 раз снижает объем используемого техникой топлива, на 10-20% уменьшает углеродный след при строительстве дороги с асфальтобетонным покрытием.

Кроме того, использование КМВ позволяет снизить накопленный вред за счет использования в качестве минеральных компонентов техногенных отходов.

По словам председателя комитета по дорожному строительству НО «Союзцемент», первого вице-президента холдинга «Сибирский цемент» Валерия Бодренкова, применение нового стандарта даст возможность обеспечить единые требования к комплексным минеральным вяжущим, которые все шире используются для укрепления грунтов рабочего слоя полотна автомобильных дорог в России. «Использование КМВ повышает прочность покрытия автодорог, увеличивает срок их эксплуатации, сохраняет целостность дорожных одежд в условиях сурового климата и при больших перепадах внешних температур», — отметил он.

Справочно:

Комплексное минеральное вяжущее – это строительная смесь, представляющая собой порошкообразный вяжущий материал техногенного происхождения, обладающий гидравлическими свойствами. Она содержит портландцементный клинкер и минеральные компоненты: негашеную или гашеную известь, а также такие крупнотоннажные промышленные отходы, как зола-уноса и золошлаковые смеси ТЭЦ, доменный гранулированный шлак и т. п., выполняющие роль функциональных добавок. Под гидравлическими свойствами понимается способность тонкоизмельченного материала, затворенного водой, твердеть в водной среде и на воздухе. Правильно подобранные КМВ также обеспечивают возможность активировать вяжущие свойства минералов компонентов грунтов.

Укрепление грунта – совокупность мероприятий (внесение вяжущих и других веществ, последовательное выполнение всех предусмотренных технологических операций), обеспечивающих изменение структуры и свойств грунтов для превращения их в грунтобетоны с требуемыми прочностными характеристиками, водостойкостью, сопротивлением морозному пучению и морозостойкостью.

В статье используются материалы из источника:

https://stroygaz.ru/news/materials/soyuztsement-razrabotal-natsionalnyy-standart-na-kompleksnye-mineralnye-vyazhushchie/