Характерной особенностью зимнего периода является образование на дорожной поверхности отложений снега и льда, в результате чего происходит резкое изменение условий взаимодействия автомобиля с дорогой. 

В конце минувшего года в Санкт-Петербурге состоялся дорожный форум 2022 (зимняя сессия), который провел Институт развития внешнеэкономических связей «ИРВЕН». Участники мероприятия обсудили особенности зимнего содержания автомобильных дорог, а также представили инновационные технологии, которые применяются для повышения безопасности дорожного полотна в зимний период.

По словам руководителя аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анны Климентовой, сегодня существует два национальных стандарта по противогололедным материалам. Первый - ГОСТ Р 59204 (он действует вместо ГОСТ 33387), который устанавливает основные требования к ПГМ при изготовлении, закупке и применении на дорогах общего пользования (федеральные, региональные, межмуниципальные), за исключением улиц населенных пунктов. Второй стандарт - ГОСТ Р 58427: он устанавливает требования к противогололедным материалам на территории населенных пунктов (на улицах), за исключением улиц, являющихся частью федеральных трасс.

В ГОСТ Р 59204 указаны два вида противогололедных реагентов (ПГР). Первый - однокомпонентный, который состоит из одного основного химического (действующего) вещества и обеспечивает плавление льда, за исключением воды и примесей. Второй вид - многокомпонентный, включающий в себя композицию из не менее двух основных химических веществ.

К ПГР есть определенные требования, прописанные в стандартах. Основное - реагенты должны быть без запаха, иметь правильный гранулометрический состав, отличаться динамической и статической плотностью. Кроме того, они должны отвечать требованиям безопасности, в том числе не иметь аллергенного и кожно-резорбтивного воздействия, а также иметь динамическую вязкость, так как это влияет на тормозной путь автомобиля.

Главный консультант Центра отраслевых исследований и консалтинга финансового университета при Правительстве РФ Татьяна Бакланова в своем выступлении рассказала об экономике инновационного зимнего содержания автодорог в российских городах, представив результаты исследований, проведенных в университете.

Спикер назвала актуальные сдерживающие факторы дорожного содержания в нашей стране. Первое - это устаревшие технологии зимнего обслуживания. В ряде крупных городов до сих пор можно встретить использование устаревших технологий зимнего обслуживания (чаще всего с применением пескосоляной смеси). Есть прямая зависимость между тем, насколько совершенны технологии и используемые противогололедные материалы и качество, а также возможности коммунальных служб обеспечить для граждан жизнеспособность дорожной системы.

Второй аспект - недофинансирование обслуживания: это касается как операционных затрат, так и капитальных вложений, в том числе на приобретение новой техники, которая позволяет соблюдать стандарты и максимизировать эффекты при переходе на инновационные реагенты. Третий фактор - отсутствие комплексной оценки.

По словам спикера, совместно с Национальной ассоциацией содержания зимних дорог был разработан проект - подход к моделированию эффектов, который направлен на то, чтобы предоставить комплексную оценку прямых и косвенных эффектов, которые возникают в том случае, если рассматриваются различные технологические альтернативы зимнего содержания дорог. Основная цель данного инструментария - собрать факторы, которые определяют потребности в зимнем содержании дорог в определенном городе, и те внешние условия, которые вынуждены учитывать службы города, когда встает вопрос зимнего содержания.

Так, все факторы были разделены на три категории. Первая - характеристики ПГМ (стоимость, норма обработки, плавящая способность и коррозийная активность), вторая - технические характеристики автодороги (протяженность и ширина, коэффициент сцепления, количество баз ПГМ, интенсивность движения, количество и площадь мостов), третья - внешние условия (температура, влажность, скорость ветра, количество осадков, количество переходов через ноль).

Учитывая перечисленные факторы, можно сформировать эффекты, которые будут получены при переходе на инновационное зимнее содержание. К прямым эффектам относят расходы на приобретение ПГМ, обслуживание техники и оплата труда водителей и ГСМ, а также расходы на утилизацию снега и вывоз песка в весенний период, износ истираемого элемента (пластин), фактическое время уборки города.

У инновационных видов ПГМ кратно ниже норма посыпки по сравнению с пескосоляной смесью. Кроме того, инновационные ПГМ имеют высокую плавящую способность, что снижает потребности в утилизации снега и повышает коэффициент сцепления. Норма посыпки у них составляет 30-60 г на 1 квадратный метр, они имеют высокую плавящую способность, а также могут делать превентивную обработку, которая позволит использовать еще меньше посыпки на 1 квадратный метр.

При этом необходимо использовать современную технику, которая обеспечит возможность соблюдения технологического регламента использования ПГМ. Техника должна обладать такими характеристиками: наличие дозатора распределения ПГМ, возможность использования твердых и жидких ПГМ, а также возможность смачивания ПГМ перед распределением.

Специалисты университета уже провели оценку различных технологических альтернатив на примере десяти разных городов: от больших мегаполисов до населенных пунктов с населением менее 500 тыс. человек. Для удобства выделили три типа городов: «большой» (население больше 1,8 млн человек), «миллионник» (от 1 до 1,8 млн человек) и «средний» (меньше 1 млн человек). Для каждого типа были рассмотрены эффекты при переходе на инновационные технологии - результаты исследования были представлены на форуме.

Спикер назвала эффекты от инновационной техники. Так, удельная «дороговизна» инновационного ПГМ частично компенсируется кратным снижением нормы посыпки, повышенная плавящая способность снижает потребности в объеме вывозимого снега, снижение нормы посыпки удлиняет эффективное плечо обработок (масштаб эффекта при этом зависит от логистики в городе), увеличение скорости и качества обработок снижает потребность в количестве единиц техники. Кроме того, снижение сопутствующих затрат и повышение безопасности дорог компенсируют увеличение расходов на противогололедные материалы.

Сотрудники Центра отраслевых исследований и консалтинга финансового университета провели исследование по заказу аппарата Правительства РФ по оценке вклада зимнего содержания на экономические показатели городов и муниципалитетов. Были взяты три города - Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск, в которых разные подходы к зимнему содержанию. Эксперты сравнили уровень дорожно-транспортной загруженности в час пик и невозможность служб вовремя осуществить зимнее обслуживание дорог (то есть уложиться в нормативные сроки) - и как это усугубляет общую транспортную загруженность. В итоге эксперты пришли к выводу, что за счет совершенствования технологии зимнего содержания дорог валовый городской продукт в городах-миллионниках в среднем может увеличиться на 0,5 %.

Вторая проблема - методическая база. Здесь предлагается внести изменения в пункт 3 ст. 34 ФЗ №257 в части учета косвенных экономических и экологических последствий при расчете нормативов финансовых затрат на содержание местных автодорог, усовершенствовать нормативы расчета потребностей муниципалитетов техники с учетом характеристик применяемой технологии зимнего содержания дорог, а также разработать методику расчета загруженности дорожно-транспортных систем муниципалитетов в рамках системы статистического мониторинга для последующей оценки эффективности зимнего содержания.

Третья проблема - нормативная база. Для ее решения эксперты предлагают проработать возможности внесения изменений в законодательство (в частности, в пункт 8 ФЗ № 44) в части применения практики стимулирующих контрактов для содержания автодорог.

Директор по развитию производственно-инжиниринговой компании «ИСТ» Сергей Мизитов представил аспекты перехода на технологию зимнего содержания автодорог с преимущественным применением чистых солей. Целью проекта является повышение качества содержания дорог для обеспечения безопасного дорожного движения за счет модернизации инфраструктуры содержания объектов дорожного хозяйства, обеспечивающей рациональное использование материально-технических и финансовых ресурсов с уменьшением экологической нагрузки на окружающую среду.

Пескосоляная смесь (ПСС) имеет свои минусы. Во-первых, это высокие транспортные расходы по перевозке и перевалке ПСС, которые в 5-10 раз превышают альтернативный необходимый объем «чистых» солей. Во-вторых, невозможность точного дозирования соли: распределение происходит одновременно с песком, количество которого не зависит от температуры и составляет 120-350 г/м2. В-третьих, это нерациональный прием совместного применения соли с песком, что не позволяет минимизировать объем использования соли. Четвертый минус - высокая экологическая нагрузка на окружающую среду и дорожную инфраструктуру, а также пыльные бури в сухую погоду. Еще один недостаток - это высоко-затратная уборка песка с обочин дорог, лотковых зон и ливневой канализации.

В связи с этим предлагается использовать технологию зимнего содержания дорог с преимущественным применением чистых солей. Сергей Мизитов представил этапы развития данной технологии.

Второй этап - эффект смоченной соли. Основными преимуществами является быстродействие, меньшее смещение по сравнению с сухой солью и распределение с экономией соли до 23 %. Кроме того, здесь меньше циклов распределения.

Третий этап - эффект солевого раствора, самым главным плюсом которого является превентивная обработка, то есть обработка дорог еще до выпадения осадков, до образования скользкости. Также к преимуществам можно отнести моментальное воздействие и распределение с экономией соли до 58 %, также здесь меньше циклов распределения. Отмечается, что у второго и третьего этапов одинаковые минусы - это необходимость точной дозировки и дополнительные инвестиции в оборудование.

Кроме того, применение данной технологии оказывает благоприятное влияние на экологическую обстановку за счет снижения нагрузки на окружающую среду и дорожную инфраструктуру, а также повышает безопасность дорожного движения.

В статье используются материалы из источника:

https://dorinfo.ru/stat/analitika/dorogi-zimoy-innovatsionnye-tekhnologii-soderzhaniya/