В 2022 году в ведомстве был создан Комитет по инновациям, в состав которого вошли представители структур ‒ заказчиков дорожно-строительных работ ‒ из разных регионов страны, подрядных и иных организаций дорожного хозяйства. В рамках работы Комитета рассматриваются предложения по внедрению инновационных технологий и материалов на дорожных объектах и результаты их опытного применения.
Особое внимание уделяется актуализации нормативных документов, а также апробации новых технологий и материалов, в частности, расширяется линейка инновационных битумопроизводных материалов. Всё большее распространение получают современные технологии стабилизации грунтов и укрепления слоев дорожных одежд, холодного ресайклинга и многие другие.
В настоящее время организована широкомасштабная работа по мониторингу участков покрытия с применением разных технологий и методологий проектирования и устройства асфальтобетонных покрытий дорог, что поможет в дальнейшем использовать наиболее эффективные из них. Проводимый комплекс мероприятий позволяет анализировать состояние покрытия, своевременно выявлять дефекты и определять причины их образования.
Ресурсная обеспеченность дорожных работ и качество используемых материалов – ключевые условия реализации дорожных программ. На сегодняшний день в субъектах РФ работает около тысячи асфальтобетонных заводов, производящих материалы для объектов нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Из них около 200 были построены или модернизированы специально для выполнения его задач.
Переход на новые асфальтобетонные смеси позволяет получать высококачественный материал, соответствующий современным транспортным нагрузкам и требованиям к дорожному полотну. Асфальтобетонные смеси могут состоять из набора минеральных материалов (щебень, гравий или песок), вяжущего вещества (битум или его модификации), а также специальных добавок (минеральный порошок и пр.). При этом набор компонентов и их характеристики могут различаться в зависимости от типа изготавливаемой асфальтовой смеси. Так, для асфальтобетона были разработаны новые стандарты, в том числе ГОСТ Р 58406.2-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия». Руководствуясь им, в текущем году на многих объектах нацпроекта в регионах дорожное покрытие уложили с использованием щебеночно-мастичного асфальтобетона ЩМА-16, ЩМА-20, асфальтобетона марок А16ВН и А16ВТ.
Смеси с переработанным (вторичным) асфальтобетоном способствуют сохранению природных ресурсов, сокращению количества строительного мусора и улучшению экологической обстановки в целом. Кроме того, грамотно подобранная рецептура помогает повысить сопротивляемость покрытия образованию колеи и трещин. С теми же целями проектируются смеси с различными добавками-модификаторами. Они могут применяться в качестве альтернативы использованию полимерно-битумных вяжущих. Проверка эффективности модификаторов осуществляется на современной приборно-лабораторной базе с привлечением независимых испытательных центров.
Широкое распространение технология применения холодных органоминеральных смесей, в составе которых присутствует вторичный асфальтобетон, получила в ФКУ ДСД «Дальний Восток», ФКУ «Уралуправтодор», ФКУ «Сибуправтодор», ФКУ Упрдор Москва ‒ Харьков.
В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» активно ведутся работы по внедрению интеллектуальных дорожных систем (ИТС) в городских агломерациях с населением свыше 300 тыс. человек. В силу возрастающего трафика, увеличения транспортных потоков потребовались эффективные решения, позволяющие обеспечить безопасность и комфорт всех участников движения. В том числе благодаря ИТС специалисты в онлайн-режиме проводят мониторинг погодных условий, состояния дорожного полотна, контролируют транспортные потоки и их интенсивность, принимают оперативные меры по обработке дорожного покрытия и информированию водителей.
В статье используются материалы из источника:
https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/594171