О состоянии дел в дорожном хозяйстве субъектов РФ в уходящем году и перспективах отрасли шла речь на конференции Ассоциации «РАДОР» по развитию, ремонту и содержанию автодорог, прошедшей в рамках V съезда дорожников СНГ. В мероприятии приняли участие представители Минтранса России, Росавтодора, Межправительственного совета дорожников, ФАУ «РОСДОРНИИ», региональных профильных ведомств, а также отраслевых научных и подрядных организаций.

О совершенствовании нормативно–правовой базы в дорожной сфере рассказал директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Андрей Шилов. По его словам, в уходящем году при непосредственном участии департамента разработаны 24 нормативно–правовых акта, в числе которых 9 федеральных законов и 9 постановлений Правительства РФ. Особое внимание было уделено урегулированию проблемных вопросов по инженерным коммуникациям при строительстве дорожных объектов. Соответствующие изменения внесены в ст. 52.2 Градостроительного кодекса РФ на уровне законодательства и в 218–й федеральный закон о госрегистрации недвижимости. В продолжение этой работы в следующем году планируется внести изменения в ст. 19 ФЗ № 257 об автомобильных дорогах, чтобы ликвидировать оставшиеся барьеры.

В блоке цифровизации заслуживают внимания новации, напрямую затронувшие владельцев тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, отметил Андрей Шилов. В течение последних лет проводилась последовательная работа по переводу в электронную форму выдачи специальных разрешений на движение таких автомобилей по автодорогам страны. В настоящее время приказом Минтранса России № 418 предусмотрена выдача спецразрешений только в электронном виде в формате одного окна.

В 2023 году запланированы поправки в ФЗ № 257 и Устав автомобильного транспорта, направленные на создание единой автоматизированной системы весогабаритного контроля ТС, в которую будут включены все виды пунктов контроля на автодорогах всех значений. С помощью такой системы грузоперевозчики смогут ознакомиться с результатами измерений весогабаритных параметров принадлежащих им транспортных средств, а владельцы дорог смогут видеть нарушителей для последующего определения вреда дорогам. Всего в будущем году планируется реализовать изменения в 25 актах различного уровня, направленные на совершенствование нормативно–правовой базы дорожного хозяйства, заключил Андрей Шилов.

Один из ключевых вопросов повестки – реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги». О предварительных итогах дорожного сезона рассказал заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко. Он отметил, что в 2022 году дорожники привели к нормативу свыше 6 тыс. объектов общей протяженностью 16,8 тыс. км. География регионов – участников проекта – от Камчатки до Калининграда, работы по нацпроекту проводились в 84 субъектах РФ. На начало декабря кассовое исполнение федерального бюджета составило 90,4%, или 340,4 млрд руб. из 377 млрд общего объема господдержки дорожных работ в регионах. У 25 субъектов РФ кассовое освоение – 100%, сообщил Игорь Костюченко.

Тему реализации нацпроекта продолжил генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин. Он отметил, что основной упор в регионах делается на выполнение работ по ремонту и капремонту автодорог. По такому показателю, как устройство и восстановление дорожных покрытий, работы выполнены более чем на 98,5%.

В проект «Региональная и местная дорожная сеть» включены мероприятия по приведению в нормативное состояние искусственных сооружений, а также по вводу в эксплуатацию новых мостов и путепроводов. Протяженность мостов, введенных в этом году, превышает 15 тыс. пог. м, сообщил Игорь Старыгин. К концу 2024 года не менее 101,74 тыс. пог. м искусственных сооружений должно быть переведено из аварийного и ветхого состояния в нормативное. Эта и другие задачи региональным дорожникам по плечу. Важно объективно оценивать риски с учетом складывающейся ситуации и принимать меры для своевременного решения возникающих проблем.

Важность реализации мероприятий по искусственным сооружениям доказало выступление министра транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Александра Зеленина. В регионе довольно высокая аварийность в местах пересечения автомобильных и железных дорог. Вызовы времени таковы, что грузопотоки, в том числе по железной дороге, устремились на Восток. Интенсивность движения по Транссибу резко выросла. В 2022 году проездной интервал сократился с 12 до 9 мин. и по прогнозу вскоре достигнет показателя 5–7 мин. Как подчеркнул Александр Зеленин, длительное закрытие переездов создает предпосылки для совершения ДТП, которые приводят к гибели людей и остановке движения по железной дороге. Решение проблемы в регионе видят в строительстве путепроводов через Транссибирскую магистраль, проходящую по 14 муниципалитетам Амурской области. Для ликвидации одноуровневого пересечения планируется строительство пяти искусственных сооружений.

Отдельно на конференции была рассмотрена тема качества дорожной сети. Ведь именно от этого зависит не только безопасность движения, но и социально–экономическое развитие регионов и страны в целом. Об обновленной системе качества при планировании и реализации объектов федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» рассказал начальник Управления регионального развития и реализации национального проекта Росавтодора Радик Фаразутдинов. Он отметил, что предпосылками к созданию системы качества послужили значительный рост объема дорожно–строительных работ, а также унификация подходов к реализации нацпроекта. Ведь качество – это не только укладка асфальтобетона, но и планирование работ, финансовая дисциплина, и уже после этого – организация работ на объектах.

После утверждения концепции программы качества было проведено ее тестирование в трех пилотных субъектах РФ. На основе полученных данных разработаны методологические основы для реализации программы. Как пояснил Радик Фаразутдинов, по каждому из направлений (формирование дорожных программ, контрактация, эксплуатация автодорог) были подготовлены так называемые чек–листы, которые позволяют быстро оценить, как меняется качество. Ряд субъектов РФ согласились использовать методические рекомендации самостоятельно. Двенадцать регионов получили от специалистов Росавтодора четкие инструкции. Теперь предстоит обсудить полученные результаты и наметить дальнейшие действия по реализации программы.

Впрочем, регионы тоже проявляют инициативу, предлагая свои эффективные решения по ремонту и обслуживанию автодорог. Так, в Вологодской области нашли способ повысить качество содержания региональных трасс. По словам начальника департамента дорожного хозяйства и транспорта области Андрея Накрошаева, ранее для того, чтобы устранить какой–то дефект на дороге, специалисты технического надзора отправляли подрядчикам предписания. На бумажную волокиту уходило не менее пяти дней. Теперь с помощью мобильного приложения специалисты фиксируют нарушения в электронной системе и мгновенно передают эту информацию подрядчику. Сроки устранения инцидентов на региональных трассах сократились с пяти дней до одного. Активность подрядчиков повысилась. Работа через эту систему включена в условия контракта по содержанию автодорог.

В статье используются материалы из источника:

https://transportrussia.ru/razdely/avtomobilnye-dorogi/9548-resurs-effektivnosti.html