В этом году в дорожном форуме, организаторами которого выступили Минтранс России и Госавтоинспекция МВД РФ, приняли участие представители из более чем 60 городов нашей страны. Ключевыми темами дискуссий стали вопросы безопасности дорожного движения, транспортного планирования, инновационной трансформации транспортных систем российских регионов и городов, внедрения эффективных механизмов организации движения на российских дорогах и другие.

Важность ежегодно проводимого мероприятия, на котором обсуждаются актуальные вопросы управления транспортными системами регионов и городов, трудно переоценить. Ведь с интенсивным ростом автомобильного парка в стране все больше заостряются проблемы, связанные с повышением уровня загруженности автодорог. В первую очередь это касается трасс крупнейших городов России и подъездов к ним. Как рассказал, выступая с докладом на пленарной дискуссии, заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Луговенко, перегрузки на дорогах ведут к росту количества дорожно–транспортных происшествий, снижению скорости движения и надежности доставки пассажиров и грузов, повышению себестоимости автомобильных перевозок.

Ежегодный рост автомобилизации в нашей стране составляет от 4 до 6%, а прирост строительства дорожной сети не превышает 1,5%. Этот дисбаланс надо как–то нивелировать, поскольку он отражается на безопасности движения на дорогах. Минимизировать количество пострадавших в результате ДТП помогут те решения, которые закладываются в документы транспортного планирования.

Безусловно, одним из важнейших условий безопасности на дорогах является правосознание участников движения, усиление ответственности водителей за нарушение ПДД. Но многое зависит и от того, насколько упорядочено движение транспортных средств и пешеходов, как организован трафик на российских трассах. Несколько лет назад вступил в силу Федеральный закон № 443 об организации дорожного движения в РФ, разработанный Минтрансом России во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти, общественными организациями. Продолжается работа по совершенствованию нормативно–правовой базы в этой сфере. Разработка документов транспортного планирования предусмотрена также в рамках реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги».

Минтранс России ведет постоянный мониторинг количества разрабатываемых документов транспортного планирования на основе отчетов субъектов РФ. В пакете документов – разработка программ комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) городских округов и поселений. В настоящее время подготовка ПКРТИ завершена более чем в половине субъектов РФ, в трети регионов разработано от 30 до 80% необходимого числа таких программ. В 17 субъектах РФ разработка не ведется либо подготовлено менее 30% ПКРТИ, отметил Владимир Луговенко.

Не так быстро, как хотелось бы, продолжается разработка комплексных схем организации дорожного движения (КСОДД) городских поселений и муниципальных образований. Подготовка таких документов завершена в 45 субъектах РФ; в 26 регионах разработка еще ведется, при этом в 12 из них высок процент готовности (более 80%). В то же время каждый пятый субъект РФ разработку КСОДД либо не ведет, либо готовность там составляет менее 30%. Важно подчеркнуть, что именно эти и другие документы дают представление о том, как тот или иной город (район) в перспективе планирует развивать свою транспортную инфраструктуру. Все это – документы транспортного планирования. От глубины их проработки в дальнейшем зависит безопасность на дорогах муниципалитетов и агломераций.

Для повышения качества подготовки документов транспортного планирования, оказания методической помощи в их разработке Минтрансом России создан экспертный совет, пояснил Владимир Луговенко. В его состав входят представители федеральных органов исполнительной власти, научно–исследовательских, проектных, образовательных учреждений, общественных организаций, бизнеса. По итогам рассмотрения документов экспертный совет делает предложения и дает необходимые разъяснения по их доработке и улучшению. На сегодняшний день экспертным советом рассмотрены 128 документов транспортного планирования, 32 из них были одобрены и рекомендованы к согласованию, к 96 документам транспортного планирования у членов совета были замечания и предложения по доработке.

В ближайшее время ожидается принятие федерального закона, в котором устанавливается необходимость утверждения стандарта и комплексного плана транспортного обслуживания населения субъектов РФ, сообщил Владимир Луговенко. Цель создания таких стандартов и планов – определение приоритетов и задач транспортного обслуживания населения, установление перечня мероприятий по развитию регулярных перевозок, целевых показателей, характеризующих доступность, безопасность и комфортность для населения. Разработка регионального стандарта и комплексного плана транспортного обслуживания населения субъектов РФ будет способствовать планомерному социально–экономическому развитию регионов.

Важный этап – оцифровка деятельности по организации дорожного движения, разработке и согласованию проектной документации. Это позволит значительно снизить затраты времени и расходы бюджетов на ее подготовку. Так, автоматизация мониторингов параметров дорожного движения позволит упростить оценку эффективности принимаемых решений. В перспективе предполагается переход к сквозному автоматизированному проектированию ПКРТИ и КСОДД на основе полноценного цифрового двойника транспортной системы. С появлением новых технологий традиционные методы организации дорожного движения потребуют пересмотра, особенно в части применения для высокоавтоматизированных транспортных средств, заключил Владимир Луговенко.

В определенной степени на возникновение аварийных ситуаций на дорогах влияет фактор скорости. Но это вовсе не означает, что на тех участках трасс, где разрешенная скорость движения ниже, гарантированно случается меньше ДТП. Хотя, конечно, определенная зависимость между этими категориями есть. Безусловно, ограничения скоростного режима нужны на участках дорог, проходящих по территории муниципалитетов. О том, какие инструменты для этого используются на дорожной сети Московской области, рассказал участникам дискуссии начальник управления организации и безопасности дорожного движения министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Виктор Щулепников.

По его словам, наиболее аварийными с точки зрения обеспечения безопасности пешеходов в Подмосковье являются участки региональных дорог, проходящих через населенные пункты. Наезды на прохожих особенно часты в весенне–зимний период. Это побуждает снижать скоростной режим. Жители уже привыкли, что по двухполосным региональным подмосковным дорогам в населенных пунктах надо ездить со скоростью до 50 км в час.

Дорожных знаков достаточно, чтобы отрегулировать скорость в сельских населенных пунктах. А вот в городах нужны более современные инструменты. К примеру, в трех городах Подмосковья специалисты в этом году полностью переразметили основную региональную дорожную сеть. Суженные полосы поначалу вызвали критику со стороны пользователей, поскольку средняя скорость потоков сократилась примерно на 5–10 км в час. Но при этом были убраны избыточно установленные искусственные неровности. В результате время прохождения по участкам фактически сократилось. Был устранен рваный скоростной режим движения, который раздражал водителей и провоцировал их на нарушения ПДД, что нередко приводило к авариям.

Но вернемся к вопросам транспортного планирования. По словам члена президиума МОО «Координационный совет по организации дорожного движения», сопредседателя рабочей группы «Безопасность дорожного движения» в рамках проекта реформы контрольной и надзорной деятельности Правительства РФ Евгения Литвина, транспортное планирование – это тот пакет документов, которые обоснованно ранжируют, что и когда нужно делать с учетом развития территории. Качество транспортных моделей, безусловно, растет. Есть уже немало положительных примеров, когда утвержденные документы позволяли субъектам РФ более четко структурировать существующие региональные проекты, привлекать дополнительное финансирование для их реализации. Это, в частности, касается развития электротранспорта в ряде городов страны. Те проекты, которые были основаны на документах транспортного планирования, получили более положительные отзывы и были быстрее рассмотрены. Как результат, такие регионы получили значительное финансирование, включающее как бюджетные, так и внебюджетные средства.

Вопросам развития общественного транспорта участники дискуссии уделили особое внимание. Экспресс–голосование, проведенное в зале, показало, что большинство участников (более 39%) считают, что повысить уровень комфорта и безопасности пассажирских перевозок поможет в первую очередь финансирование и, во–вторых, возврат к системе государственных перевозчиков (около 38%). В то же время 12% опрошенных на первое место поставили решение кадровой проблемы. В числе таких экспертов и директор Академии интеллектуальных транспортных систем в автомобильно–дорожном комплексе Российского университета транспорта (МИИТ) Екатерина Брязгина. По ее словам, в некоторых регионах, к сожалению, реформы захлебываются из–за нехватки квалифицированных кадров в сфере как пассажирского транспорта, так и транспортного планирования, моделирования и интеллектуальных транспортных систем. Поэтому даже в тех субъектах РФ, где власти стремятся реформировать прежнюю транспортную систему и находят для этого средства, очень часто все разбивается о человеческий ресурс.

В статье используются материалы из источника:

https://transportrussia.ru/razdely/bezopasnost/9544-upravlyaemyj-trafik.html