Современные города перегружены автотранспортом – личным и общественным. На улицах возникают заторы и пробки, снижается трафик, происходят аварии. Кроме того, быстрее изнашивается дорожное покрытие. Как интеллектуальные транспортные системы (ИТС) помогают решать эти проблемы, разбирался «Профиль».

И российский, и мировой опыт свидетельствуют, что путем расширения транспортной сети весь комплекс проблем решить невозможно. Чем шире проспект, тем большее количество машин он привлекает. И муниципальные чиновники в результате приходят к пониманию, что за очень большие деньги они просто перемещают заторы и пробки из одного места в другое. Инвестиции в транспортную инфраструктуру городов способны дать желаемый результат при условии, что власти уделяют должное внимание созданию ИТС.

Интеллектуальные транспортные системы позволяют в режиме реального времени отслеживать ситуацию на дорогах общего пользования, менять условия движения, корректируя циклы работы светофоров, управлять уличным освещением. Анализ данных позволяет принимать взвешенные управленческие решения и расставлять приоритеты при строительстве новой либо ремонте и реконструкции существующей дорожной сети. За счет этого достигается существенная экономия средств бюджета.

Сегодня в России уровень оснащения техническими и программными средствами неоднороден, а набор подсистем ИТС зависит от специфики конкретных территорий. Под этим подразумевается структура транспортных потоков – основных направлений регулярных массовых поездок граждан. Центры притяжения – это места работы и проживания, спортивные и культурные комплексы, вокзалы и аэропорты. Также приходится учитывать фактор сезонности, что актуально для городов и поселков, расположенных в популярных туристических зонах, и многие другие моменты.

Внедрение интеллектуальных транспортных систем – одна из ключевых задач нацпроекта «Безопасные качественные автомобильные дороги», который реализуется с 2019 года. В прошлом году в РФ была проведена большая работа по внедрению интеллектуальных транспортных систем. В частности, в 24 пилотных регионах созданы или модернизированы 15 центров управления дорожным движением, с которыми интегрировано 1350 детекторов транспортного потока, 630 камер видеонаблюдения, 460 умных светофоров, 115 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, 70 умных остановок общественного транспорта и 45 метеостанций.

В этом году ожидается кратный рост показателей в рамках реализованных проектов в агломерациях, в том числе за счет того, что количество регионов участвующих в мероприятиях по внедрению ИТС, увеличилось вдвое – до 42.

Наибольшее количество внедренных инструментальных подсистем и подключенного периферийного оборудования – в Москве и Санкт-Петербурге. Например, ИТС Москвы насчитывает более 10 тыс. единиц умного оборудования, что позволяет осуществлять мониторинг огромного массива данных. В частности, отслеживать движение более 10 тыс. единиц общественного транспорта, около 120 тыс. такси и 17,5 тыс. каршеринговых автомобилей.

С целью тиражирования опыта регионов–лидеров по продвижению интеллектуальных транспортных систем Минтранс в марте 2022 года утвердил методические рекомендации к заявкам (включая локальные проекты) по созданию и модернизации ИТС. В ведомственном документе определен комплекс мероприятий для агломераций с населением более 300 тыс. человек.

Также Минтранс предложил классификацию городов по так называемому уровню зрелости. За отправную точку взят нулевой уровень, подразумевающий полное отсутствие элементов и подсистем ИТС. Первый уровень предполагает наличие у властей города комплексной программы развития транспортной инфраструктуры, схемы организации дорожного движения и центров управления (дорожным движением, общественным транспортом, светофорами).

Второй уровень (начальный) дополнительно к первому включает подсистемы диспетчеризации управления служб содержания дорог, видеонаблюдения, детектирования ДТП и ЧС, сеть детекторов для сбора данных о параметрах транспортного потока и интеграционную платформу (интеграции не менее четырех подсистем).

Третий, четвертый и пятый уровни зрелости – более широкое покрытие системами умного оборудования и возможность взаимодействия подключенного к ИТС транспорта, в том числе и беспилотного, с дорожной инфраструктурой.

Вершиной развития ИТС можно считать имплементацию в концепцию информационных и коммуникационных технологий, в том числе в систему Интернета вещей (IoT). На данном этапе можно сформировать единую городскую систему, которая регулирует, обменивается данными и коммуницирует на уровне различных сфер (транспорт, инфраструктура, ЖКХ, безопасность, здравоохранение), создавая для конечного потребителя – водителя, пассажира, пешехода – комфортную и безопасную городскую среду.

Российские производители обладают серьезным потенциалом для продвижения своей продукции на рынке. Многие компании готовы предложить клиентам конкурентоспособное программное обеспечение (ПО) собственной разработки. Напомним, что задача осуществить до 1 января 2025 года перевод объектов критической инфраструктуры на отечественное ПО поставлена президентом в марте текущего года. Указ главы государства в полной мере относится и к дорожной отрасли.

В статье используются материалы из источника:

https://profile.ru/scitech/dorozhnaya-razvyazka-kak-umnye-transportnye-sistemy-menyajut-rossijskie-goroda-1212971/