«Сегодня мы – чемпионы мира по санкциям, – обратился к гостям мероприятия министр транспорта Российской Федерации Виталий Савельев. – Нас все время побуждают быстро принимать решения, и эта тренировка очень полезна. Как говорят наши китайские друзья: «У каждого вызова есть возможность». В данном случае – возможность занять рынок. И это сегодня надо использовать, тогда мы будем абсолютно конкурентны».

Рост цен - ускоритель строительства

Увеличение расценок на материалы толкает заказчиков и подрядчиков возводить объекты как можно быстрее, сдвигая графикимаксимально влево. Самым ярким примером такого подхода стала трасса М–12 Москва – Казань, которую строители намерены ввести в эксплуатацию раньше намеченного срока. В частности, уже 13 декабря ГК «Автодор» официально откроет движение по еще одному 106–километровому отрезку до Владимира.

«Асфальт на этом участке полностью уложен, а сейчас идет установка барьерных ограждений, освещения, нанесение разметки, то есть, пока погода позволяла, мы завершили все основные строительные работы, – подчеркнул вице–премьер Марат Хуснуллин. – М–12 мы строим на год раньше. Более того, сейчас 78% асфальта на этой магистрали уложено, то есть строители уже ездят по этой дороге и до конца следующего года ее введем».

Высокие темпы работ, по словам Марата Хуснуллина, дают свой эффект. Во–первых, водители начинают пользоваться новой дорогой незамедлительно, а заказчик в лице государства получает прямую экономическую выгоду, так как не происходит удорожания объекта, что неминуемо бы произошло при переносе срока сдачи на год.

«У нас отстающих объектов нет. Все регионы строят вовремя либо с опережением. Все губернаторы очень системно работают, Росавтодор, Автодор очень профессионально выполняют свои задачи», – добавил Марат Шакирзянович.

Впрочем, пока маршрут на М–12 будет проходить через ЦКАД. Как уточнил председатель правления Государственной компании «Автодор» Вячеслав Петушенко, Москва еще не завершила работы на своем участке: «Мы поедем от ЦКАДа до А–108 и Орехово–Зуево, затем повернем на А–107, проедем 35 километров по старой трассе М–7 и после – заедем на новую дорогу, а выедем уже за обходом Владимира». Участок от Большого бетонного кольца до Петушков дорожники планируют открыть в сентябре следующего года.

По договору запуск движения по новой трассе должен состояться в июне 2024 года, однако его открывают на полтора года раньше срока. Вячеслав Петушенко развеял опасения, что досрочная сдача объекта обернется отсутствием сопутствующей инфраструктуры: все необходимое на дороге будет – вплоть до мобильной связи. «За эти моменты мы переживаем больше вас, поэтому заправки уже построены, – отметил глава Госкомпании. – Мы создаем придорожную инфраструктуру для того, чтобы водитель хотел ехать по новым дорогам. В Санкт–Петербург по М–11 мы едем 130 км/ч плюс допуски. В Казань поедем пока 110 плюс допуски – ни одного светофора, ни одного пересечения. Водитель сам управляет своим временем: может ехать и в Муром, и во Владимир, и в Суздаль. И это позволяет нам собирать средства, чтобы вернуть государству затраченное на строительство».

К слову, в этом году ГК «Автодор» намерена собрать 53 млрд рублей. Для сравнения: в прошлом году доход был на уровне 40 млрд рублей. Прибыль увеличилась за счет возросшего на 10% трафика. Во–первых, практически год в южной части страны закрыты одиннадцать аэропортов, поэтому отремонтированная трасса М–4 «Дон» была крайне востребована. Средний тариф на этой магистрали составляет 2,5 рубля за километр. Отметим, что плата за проезд по новому участку М–12 пока не установлена, но точно известно, что она не превысит 4 рублей за километр. Во–вторых, выросла и популярность трассы М–1Москва – Санкт–Петербург благодаря росту интереса к внутреннему туризму.

Недоступность техники - развитие своих производств

В кулуарах Транспортной недели представители дорожной отрасли обсуждали и насущные вопросы ближайшего будущего: где брать технику. По официальным данным, в 2021 году строители закупили порядка 75% машин в недружественных странах, поставки из которых сейчас оказались закрыты. В 2022– м эти заказы перераспределились между производителями из дружественных стран и представителями отечественной промышленности. Так, например, благодаря этому Колокшанский завод увеличил выпуск асфальтобетонных заводов с трех единиц в десять раз – до 25–30 экземпляров.

Глава ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко не исключает, что загрузка этого предприятия может увеличиться еще сильнее после того, как полноценно начнет действовать пятилетний план дорожного строительства, который позволит прогнозировать объемы необходимой техники и развивать промышленность.

Блокировка ПО - разработка отечественного софта

Ни один стенд на выставке Транспортной недели не обошелся без акцента на цифровизацию, а вопросы технологического суверенитета страны вышли на один из первых планов во время пленарного заседания. Очевидно, что необходимо создать условия, при которых Россия сама себя будет обеспечивать программными продуктами вне зависимости от каких–либо обстоятельств.

«Транспортная отрасль не стала исключением и, как все остальные, впала в колониальную зависимость от иностранных решений, которую сейчас нам предстоит преодолеть. Это будет непросто и болезненно. Но уже сейчас есть хорошие примеры и перспективы, которые позволяют убедиться в том, чтовыбранное направление дает результаты», – отметил вице–премьер Дмитрий Чернышенко, добавляя, что только за лицензии за иностранное программное обеспечение промышленного софта Россия ежегодно платила порядка 200 млрд рублей. Эти гигантские средства сейчас будут перераспределяться между отечественными участниками рынка.

Для решения задачи в стране уже существуют 30 индустриальных Центров компетенций, один из которых вплотную занимается вопросами автомобильного транспорта. На площадке Центра лидеры отрасли договорились, какие доступные транспортные решения будут использоваться в качестве индустриальных стандартов и получат государственное финансирование на развитие. Согласно последним данным, транспортная отрасль уже вложила порядка 20 млрд рублей в разработку необходимого отечественного ПО, которым обеспечат объекты транспортной инфраструктуры.

В качестве конкретных примеров участники Транспортной недели указали на вариант решения проблемы пробок из большегрузных фур, въезжающих на территорию РФ. Ситуацию удалось урегулировать за счет того, что таможенная служба автоматизировала свои процессы, часть из которых сейчас проходят без участия человека. В результате сейчас пункты пропуска на границе за сутки проходит около 1000 фур. В ближайшее время с помощью специального приложения дальнобойщики и вовсе смогут занимать место в электронной очереди, то есть знать точное время, к которому им надо прибыть на границу.

Еще один вариант эффективной цифровизации Минтранс России тестирует в Санкт–Петербурге и Ленинградской области, где искусственный интеллект помогает пассажиру подобрать правильный маршрут и стыковки разных видов транспорта. От человека требуется только расставить на карте точки места отправления, пересадки и пункта назначения.

В статье используются материалы из источника:

http://www.avtodorogi-magazine.ru/arkhiv/razdely/16-v-vypuske-zhurnala/478-vremya-vozmozhnostej.html