Геосинтетика – это вид синтетических материалов, которые прочно обосновались в арсенале дорожников и давно зарекомендовали себя одним из лучших строительных и трещинопрерывающих материалов для укрепления земляного полотна, откосов, склонов автомобильных дорог, а также устройства дорожной одежды.
Объемы использования геосинтетики рассчитываются подрядчиками еще на этапе проектирования объекта. Точной статистики по использованию таких материалов на подведомственных Росавтодору трассах не ведется. Однако необходимо отметить, что геосинтетика применяется практически на всех крупных объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта федеральных автомобильных дорог общего пользования.
Из большого многообразия геосинтетических материалов в дорожных работах чаще всего используются геотекстиль, геоматы, геосетки и георешетки.
Так, в Кабардино–Балкарии при капитальном ремонте отрезка трассы Р–217 «Кавказ» км 482 – км 497 (Лескенский район) дорожники выполнили работы по разборке существующего покрытия и расширили земляное полотно с использованием геотекстиля. На отдельных участках специалисты в августе этого года приступили к укладке слоев асфальтобетона с армирующей геосеткой.
Аналогичные работы проводятся на втором этапе строительства обхода Нижнекамска и Набережных Челнов на трассе М–7 «Волга», входящего в состав скоростного маршрута Казань – Екатеринбург. Для увеличения несущей способности грунта земляное полотно здесь усиливают армирующей прослойкой из геотекстиля.
В Республике Башкортостан в рамках реконструкции этой же федеральной трассы на участке км 1169 – км 1231 (обход населенных пунктов Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово, Асяново) специалистами подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Приуралье» в проектной документации предусмотрено устройство грунтовой обоймы в насыпи с использованием обертки из высокопрочного геотекстиля. Основная цель – повысить устойчивость насыпи и предотвратить ее возможное «сползание».
При строительстве и реконструкции еще одного участка трассы М–7 «Волга» (км 1231 – км 1251) предусмотрено устройство дренажной системы с укладкой перфорированной трубы в обойме из щебня и нетканого геотекстиля с последующей засыпкой песчано–гравийной смесью для отведения грунтовых вод из–под земляного полотна. Данная обойма предотвращает попадание песчано–гравийной смеси в перфорированные трубы и исключает возможность их заиливания.
Кроме того, в границах Республики Башкортостан в ходе проведения капитального ремонта участка трассы Р–240 Уфа – Оренбург федеральные дорожники укладывают геосетку под нижний слой асфальтобетонного покрытия для перераспределения транспортной нагрузки и предотвращения образования трещин. При этом на других участках данной дороги при проведении капремонта подобный материал используют уже в местах сопряжения новой дорожной одежды с существующей.
Специалистами ФКУ Упрдор «Северо–Запад» в ходе капремонта автомобильной дороги Р–23 Санкт–Петербург – Псков – Пустошка – Невель до границы с Республикой Беларусь (км 80 – км 111), получившего положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России», для предотвращения сброса сточных вод в водоохранной зоне и попадания их в грунт предусмотрено устройство в водоотводных канавах гидроизоляционного геосинтетического бентонитового рулонного материала. Он представляет собой иглопробивной каркас из полипропиленовых волокон, внутри которого помещены гранулы активированного или природного натриевого бентонита. Полипропиленовый каркас имеет с одной стороны тканую, а с другой – нетканую структуру. Слои соединены между собой иглопробивным способом, благодаря чему достигается равномерное распределение и фиксация гранул бентонита внутри каркаса.
При этом соседние маты укладываются с нахлестом 15 см и просыпаются бентонитовыми гранулами в местах стыка. Принцип действия материала основан на свойстве бентонита, который при полной гидратации увеличивается в объеме в 14–16 раз. При ограничении свободного пространства создается напряженное состояние в структуре бентонита, характеризуемое низким показателем водопроницаемости. Основным компонентом гидроизоляционного материала является уникальная природная глина. Гранулы, являющиеся наполнителем бентонитового мата, обладают хорошими абсорбционными свойствами.
На объекте «Строительство кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт–Петербурга. Строительство направленных съездов на транспортной развязке КАД и Приозерского шоссе, Ленинградская область, город Санкт–Петербург», проектная документация по которому также получила положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России», при устройстве дорожной одежды предусмотрено сооружение разделяющей прослойки из нетканого иглопробивного геотекстиля поверхностной плотностью 200 г/м2 и разрывной нагрузкой не менее 6 кН/м.
Применение его обусловлено способностью к обеспечению стабилизации слоев дорожной одежды трассы, практически полностью исключая грунтовые проседания или сдвиги и равномерно распределяя вертикальные нагрузки. Кроме того, прослойка отводит воду, попавшую на нее сверху через обочины и покрытие дорожной одежды, а также способствует паро– и капилляропрерыванию грунтовых вод.
Широкое распространение в дорожном строительстве получила и объемная георешетка – материал с ячейками высотой от 3 см, который поставляется в виде блоков слоев со сложенными ячейками. Такие объемные георешетки, заполненные щебнем, применяются специалистами для укрепления откосов конусов в рамках реконструкции путепроводов на участке км 0 – км 1 автомобильной дороги А–121 «Сортавала» и усиления насыпи на подходах.
В статье используются материалы из источника:
http://www.avtodorogi-magazine.ru/arkhiv/razdely/16-v-vypuske-zhurnala/476-nezamenimaya-sintetika.html