Решение. Мало просто начать прокладывать новые трассы. В обязательном порядке следует заняться реконструкцией старых дорог. При этом – так же как и при строительстве будущих автомагистралей – нужно использовать современные технологии в этой области.
Дороги всегда оставались больным местом для нашей страны. Это объясняется сложностью их строительства, ведь размеры территории и суровые климатические условия на большей части государства вносят свои коррективы в процесс развития данной инфраструктуры. Если в Европе до сих пор используют некоторые участки древнеримской дорожной сети, то Россия образовалась на богатых, но неосвоенных землях.
После распада СССР страна унаследовала дороги в настолько ужасном состоянии, что между регионами было сложно передвигаться на автомобильном транспорте. На возможность поездок влияли погода и сезон, из-за чего люди на целые месяцы оказывались отрезанными от цивилизации, оставались без медицинской помощи.
В середине 1990-х годов между 167 районными центрами и столицами регионов не было дорог с твердым покрытием. Около 250 тысяч средних и мелких населенных пунктов были лишены аналогичного сообщения с основной сетью автомагистралей.
Общее сложное положение в сфере экономики не позволяло заниматься развитием автомобильных дорог на государственном уровне. В результате люди мирились со сложностями, а страна не могла развиваться необходимыми темпами.
Самой серьезной проблемой являлось отсутствие скоростных магистралей – до 2000 г. их общая длина была 365 км. Это расстояние включало в себя МКАД, трассу из Москвы в Тулу и из Москвы в Волоколамск, причем последние шоссе строились к началу олимпийских игр 1980 г.
Начало нового века ознаменовало активное развитие сети автомобильных дорог. Именно тогда приступили к реконструкции уже существовавших магистралей, стали увеличивать протяженность трасс, открывали первые платные дороги.
Основные проблемы дорожной инфраструктуры в России
Может показаться, что дороги просто обеспечивают передвижение между регионами. На самом деле они являются ключевым фактором развития страны, гарантируют не только связанность территорий, но и способность государства к обороне, наращиванию экономических показателей.
Хотя за последние два десятка лет был реализован ряд значимых проектов по масштабной реконструкции трасс, для нашей страны все еще актуальны проблемы развития автомобильных дорог. Россия отстает от развитых стран по обеспеченности транспортной сетью и имеет уровень покрытия территории сетью автодорог в 2–4 раза ниже с учетом плотности населения.
В нашей стране пока не сформирована сеть высокоскоростных магистралей, необходимая для оказания качественных транспортных услуг населению и обеспечения большей связанности между отдельными участками государства.
Развитие местных и региональных автомобильных дорог осложнено в связи с недостатком финансирования. На 53,6 % из таких трасс не выполняются установленные нормы, касающиеся состояния. Слишком медленно дорожная сеть увеличивается в аграрных районах, на территории Дальневосточного федерального округа и районов Крайнего Севера.
Другой важной проблемой является смертность в результате ДТП. Реализация стратегии развития автомобильных дорог должна обеспечить более высокий уровень безопасности, позволить сохранить жизни множества людей. Планируется, что к 2030 г. смертность на дорогах достигнет показателя в 4 человека на 100 тысяч населения против 11,5 в 2019 году.
Среди проблем дорожной инфраструктуры стоит также отметить:
- трассы, являющиеся частью важных торговых маршрутов, имеют низкую пропускную способность;
- наблюдается недостаточное количество скоростных автомагистралей;
- автомагистрали проходят через населенные пункты;
- логистическая инфраструктура имеет недостаточную степень развития.
В рамках транспортной стратегии планируется закрыть перечисленные вопросы при помощи реконструкции старых трасс и строительства новых.
Государственная программа по развитию автомобильных дорог
Минтранс РФ совместно с Федеральным дорожным агентством представил проект национальной программы усовершенствования автотрасс на территории страны, рассчитанный до 2030 года. Основной целью реализации программы является развитие автодорог до уровня, который позволит удовлетворить потребности жителей России. В плане развития автомобильных дорог учтена специфика экономической системы страны, транспортной инфраструктуры. В процессе реализации программы необходимо привести дорожное полотно в должное техническое состояние, повысить пропускную способность и плотность сети автотрасс. Требуется поднять уровень мобильности и экономической активности населения, обеспечить безопасное передвижение по дорогам. Еще одной важной задачей является укрепление обороноспособности страны.
В первую очередь планируется выполнить следующие шаги:
- Проведение институциональных изменений и преобразование системы управления и финансирования дорожного хозяйства. Необходимо также изменить классификацию трасс, подготовить законодательную и нормативно-правовую базу.
- Реконструкция участков трасс, отличающихся наибольшей загруженностью, то есть находящихся на подъездах к крупным городам. Планируется строительство обходов населенных пунктов, развитие дорог, являющихся частью транспортных коридоров.
- Ввод в эксплуатацию объектов, для сдачи которых остается выполнить небольшое количество работ. Также требуется построить платные трассы в рамках пилотных проектов и завершить строительство внеклассных мостов. Стоит пояснить, что речь идет о сооружениях, длиной более 500 м либо с пролетами более 150 м.
Для второго этапа программы развития автомобильных дорог выбраны такие цели:
- Реализация наиболее эффективных инвестиционных проектов строительства дорог, мостов на средства инвесторов. В результате планируется сформировать систему платных дорог.
- Начало создания сети многополосных автомагистралей, скоростных дорог. Также необходимо завершить работу над сетью территориальных и муниципальных трасс.
- Восстановление и улучшение характеристик территориальных и муниципальных дорог, состояние которых ухудшается на фоне ежегодного износа.
На заключительном этапе планируется:
- Строительство сети многополосных автомагистралей и скоростных трасс, формирование хордовых и соединительных путей, которые будут дополнять существующую в стране радиальную структуру дорог.
- Обеспечение рационального расположения автомобильных магистралей и подготовка плана новых дорожных направлений. Таким образом, транспортный поток должен быть перенаправлен в обход наиболее загруженных узлов.
- Создание сети территориальных и муниципальных автодорог, которая позволит связывать населенные пункты с единой дорожной сетью вне зависимости от сезона и погоды.
На данный момент развитие автомобильных дорог может быть обеспечено при помощи следующих технологий:
Технология «Building Information Modeling» дает возможность специалистам по проектированию создавать простые и лаконичные модели или «цифровые двойники» дорог, которые только будут строиться. На них изначально закладываются необходимые параметры даже для наиболее сложных участков, к которым относятся развязки, эстакады, мосты, тоннели. Программа сама учитывает все сведения, касающиеся потенциальных нагрузок, трафика, пиковых часов, погодных особенностей. Во внимание принимаются внешние факторы, имеющие отношение к расположенным вдоль трассы постройкам и другим объектам. Технология позволяет в разы ускорить анализ данных и рассмотреть в 3D-формате все компоненты дорожно-транспортной системы, оценить важные с точки зрения эксплуатации характеристики, скорректировать себестоимость работ.
Инновации в строительстве автомобильных дорог
Ученые вносят серьезный вклад в развитие автомобильных дорог. Одной из основных их целей является создание дорожного покрытия, способного сохранять свои свойства в течение сотен лет. Сегодня уже можно строить дороги следующих типов:
Данная идея является самой простой и предполагает использование альтернативной технологии для строительства трасс. Этот подход отличается такими преимуществами:
- Обеспечение повышенной прочности полотна, поэтому менять покрытие придется только через 30 лет.
- Снижение расходов на эксплуатацию трассы на протяжении всего ее жизненного цикла. При этом затраты на строительство остаются сопоставимыми с расходами на применение традиционной технологии. В долгосрочной перспективе стоимость обслуживания бетонной дороги снижается.
- Отсутствие воздействия со стороны высокой температуры, под весом транспорта на бетонных дорогах не образуется пластической колеи.
- Обеспечение лучшей видимости ночью, а значит, более комфортного управления транспортными средствами. Данный эффект достигается благодаря тому, что бетон светлее асфальта и отражает больше света.
- Снижение негативного воздействия на окружающую среду, поскольку цементобетон может полностью перерабатываться и при повышении температуры не выделяет токсичных газов.
Невозможно добиться высокого уровня безопасности движения автомобильного транспорта, если трассы находятся в плачевном состоянии. Требования к транспортно-эксплуатационным характеристикам дорог постоянно меняются, появляются нововведения. Все это приводит к тому, что необходимое качество покрытия оказывается недостижимо при помощи обычного ремонта. Тогда прибегают к восстановлению отдельных участков. Реконструкция включает в себя целый набор операций, позволяющих улучшить характеристики дороги. С латинского слово «реконструкция» переводится как «глобальные преобразования, восстановление». По результатам реконструкции трасса может получить повышенную категорию. Практика показывает, что обычно класс сохраняется, при этом технические характеристики и другие свойства становятся лучше. Отечественные дорожники постепенно переходят на зарубежные методики. Это дает возможность выполнять операции быстрее, обеспечивать повышенное качество работы в рамках развития автомобильных дорог.
Планы властей в сфере развития автомобильных дорог грандиозны. Так, собираются в разы повысить показатели качества дорожного покрытия, значительно увеличить количество трасс, чтобы обеспечить большую экономическую связанность территорий внутри России. Прийти к таким результатам позволит национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», на реализацию которого до 2024 года выделено более 4,7 триллиона рублей.
До 2035 года в России должна появиться сеть скоростных дорог – она даст возможность расширять ранее сформированные крупные агломерации за счет новых территорий. Кроме того, последовательное развитие сети скоростных автомобильных дорог необходимо для достижения целей национального масштаба.
Немаловажной характеристикой дорожной сети на всех этапах работы в рамках стратегии является ее целостность. Иными словами, только появляющиеся на карте дороги должны сразу интегрироваться с существующими трассами федерального и регионального значения.
Стоит подчеркнуть, что сейчас работа по созданию федеральных автомагистралей завершена, ключевой задачей является обеспечение местной дорожной инфраструктуры. Проект предполагает обновление второстепенных автомагистралей в городах и на селе, поскольку от их состояния во многом зависит восприятие страны самими ее жителями.
Список задач в области развития автомобильных дорог все еще остается обширным, но прогресс уже заметен. Хотя недочетов пока избежать не удается, строительство трасс за последнее время достигло впечатляющих объемов. И работа в данной сфере положительно отражается на состоянии экономики российского и регионального масштаба.
В статье используются материалы из источника:
https://dorians.ru/blog/razvitie-avtomobilnykh-dorog/