Ключевое отраслевое событие, организованное ассоциацией «Цифровая эра транспорта», прошло при поддержке и участии Минтранса России, Федерального дорожного агентства, Государственной думы РФ, представителей региональных властей, объединений и ассоциаций, ведущих отечественных компаний – поставщиков технологических решений в области ИТС и цифровых технологий на транспорте.
– Всего несколько лет назад мы только начинали разбираться в понятии «интеллектуальные транспортные системы», а сегодня уже на практике – в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» – реализуем программы внедрения ИТС в городских агломерациях, – отметил первый заместитель председателя Комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Госдумы РФ Сергей Тен. – Погружение в тему идет в каждом субъекте Российской Федерации, и если в прошлом году этим вопросом занимались 24 региона, то сегодня таких субъектов уже 42. Но это не значит, что в остальных регионах внедрению ИТС никакого внимания не уделяется. Проект реализуется в 84 субъектах Российской Федерации, в 105 агломерациях. Просто уровень зрелости ИТС на территориях разный. Тем не менее в большинстве регионов уже есть свои, вполне серьезные наработки, которые готовы к презентации. Пришла пора начинать работы по созданию региональных центров дорожного движения, модернизации светофорных объектов, усилению контроля за движением общественного транспорта, формированию оптимальной маршрутной сети.
Термин «импортозамещение», по мнению многих экспертов, неверный, поскольку он подразумевает замену того, что уже сделано конкурентами за границей. Поэтому отечественные разработки обречены на отставание. Речь нужно вести о цифровом суверенитете, когда есть возможность самостоятельно разработать и произвести то, что обеспечит нашей стране информационную и технологическую независимость. На данный момент, как гласит статистика, Россия по объему занимает всего лишь около 1% мирового IТ–рынка, поэтому с точки зрения скорого и прогрессивного изменения ситуации в лучшую сторону необходимы серьезные инвестиции в отрасль, чтобы таким образом загнать конкурентов в угол. И все же надо отметить, что на данный момент уже есть и активно используются отечественные ИТС–системы и необходимая для них инфраструктура.
В 2023 году исполнится 15 лет с тех пор, как в Ярославле на базе группы компаний «Ангстрем» сформировалось направление светодиодного оборудования ITLINE. Именно в 2008 году было принято решение о развитии инновационного оборудования светоиндикации.
Работы начались с создания элементарных бегущих строк на основе персональных разработок. Печатные платы для оборудования изготавливались и тестировались инженерами собственноручно. Стремительное развитие компании позволило в 2010 году открыть новые направления деятельности. На производственной базе ITLINE стали выпускать первые модели табло для АЗС, банковских операций. А сегодня легче назвать те города России, где не используется продукция ITLINE, чем те, где она внедрена и успешно функционирует.
ITLINE – одна из ведущих отечественных компаний по созданию комплексных решений для пассажирского транспорта. Решения эти необходимы для онлайн–мониторинга пассажирского транспорта, отслеживания пассажиропотока, контроля трудовой дисциплины водителя, повышения безопасности и улучшения сервиса пассажирских перевозок и т. д.
– Наш основной продукт – системы информирования для транспортной отрасли, – пояснил руководитель коммерческого отдела компании ITLINE Петр Перанцев, – мы ведем информационную поддержку пассажиров от начального до конечного пункта их следования. Взять, к примеру, транспортное табло на остановочном пункте: мы информируем пассажира вплоть до минуты, когда следует ожидать транспортное средство, следующее по нужному маршруту. Пассажир может получить и звуковое оповещение. Это удобно для людей с ослабленным зрением, инвалидов, а также для туристов, которые плохо знают город.
Системы информирования пассажиров установлены также внутри пассажирского транспорта. Не менее важно и то, что информационные сообщения могут быть привязаны к геопозиции, то есть воспроизводиться на определенном участке по пути следования транспорта, а также быть привязаны, например, к определенной дате, диапазону дат. Система позволяет облачно, без подключения к информатору загрузить обновление маршрутов, сообщить о добавленных и новых.
Создание комплексов фотовидеофиксации (ФВФ), способных решить максимум задач для обеспечения безопасности дорожного движения и при этом требовать минимум внимания к себе за счет бесперебойности и надежности оборудования, – главная цель, которую ставит перед собой российский разработчик и производитель программных и аппаратных решений из Перми ООО «Технологии безопасности дорожного движения» (ТБДД).
Что касается комплексов семейства «Азимут», то они обеспечивают целостный подход к повышению уровня безопасности дорожного движения. Оборудование фиксирует широкий спектр нарушений ПДД. Комплексы могут быть оперативно переустановлены в течение всего срока эксплуатации на любой участок улично–дорожной сети и перенастроены на ставшие актуальными типы нарушений. Один стационарный комплекс семейства «Азимут» заменяет собой ряд комплексов ФВФ, предназначенных для различных конкретных типов нарушений ПДД.
Компания представила на своем стенде программно–технический комплекс последнего поколения для контроля за дорожной обстановкой «Азимут 4». В перечне возможностей комплекса – фиксирование 16 типов нарушений ПДД, из них 12 типов одновременно, распознавание до 98% государственных регистрационных знаков из общего количества чистых и неповрежденных, распознавание типов транспортных средств и перевозимых грузов, работа в режиме 24/7 и многое другое.
На стенде компании АО «СМАРТС» из Самары были представлены новые инновационные решения для цифровизации автодорожного комплекса как инфраструктурной основы для ИТС. На рынке телекоммуникационной и ИТ–отрасли компания уже 32 года. Будучи одним из первых операторов сотовой связи, до 2015 года СМАРТС имела 4 млн абонентов в 16 регионах страны.
Достижения компании – снижение в 2–3 раза затрат на строительство и эксплуатацию волоконно–оптических линий связи, в такой же прогрессии увеличение скорости строительства. На данный момент построено 1,5 тыс. км линейно–кабельных сооружений для волоконно–оптических линий связи. В смену можно уложить до 3 км кабеля без остановки дорожного движения.
Свое мнение о процессе внедрения в регионах отечественных цифровых решений, разработанных на основе государственной информационной системы «ЭРА–ГЛОНАСС», высказал директор коммерческой дирекции АО «ГЛОНАСС» Леонид Парамонов. Он сообщил, что из 85 субъектов порядка 20% обладают хорошо развитой цифровой транспортной инфраструктурой.
Процесс начался в 2012–2013 годах, во время создания региональных навигационно–информационных систем в рамках МТК «Север – Юг», «Восток – Запад», по территориям которых проходят автомобильные маршруты.
Свое видение развития сервисов ИТС в регионах высказал и директор направления департамента формирования и развития продуктового предложения ПАО «Ростелеком» Дмитрий Марков. Он отметил, что быстрое внедрение цифровых технологий во всех субъектах страны одновременно невозможно. Но вполне по силам сосредоточиться на чем–то конкретном, что может прижиться в большинстве субъектов, городских агломераций. Это, к примеру, снижение ДТП, сокращение времени поездки, разгрузка основных и вылетных магистралей, управление транспортом в часы пик и т. д.
– Каждый регион должен определиться, что ему необходимо сделать и какие на это есть возможности, а затем двигаться дальше в этом направлении, – отметил Дмитрий Марков. – Исходя из опыта работы нашей компании, могу с уверенностью сказать, что вполне подготовленными в этой связи во многих регионах являются АСУДД. Самое главное, что этот кластер дает быстрый эффект, который чувствуют граждане.
Цифровая трансформация отрасли – это масштабная задача, на решение которой направлены усилия всех федеральных органов исполнительной власти, в том числе Федерального дорожного агентства.
Приоритетными направлениями в работе Росавтодора являются внедрение платформы обратной связи, создание витрин данных, выдача разрешений в электронном виде, создание мобильного приложения, интеграция с системой контроля дорожных фондов (СКДФ), созданной ФАУ
«РОСДОРНИИ» в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Система содержит актуальную базу автомобильных дорог, сводит данные о дорожных работах, закупках, ДТП, включая статистические и аналитические инструменты расчета аварийных участков и т. д.
Один из примеров перевода услуги полностью в электронный вид – выдача специальных разрешений. Теперь срок оказания услуги вместо 15 составляет 9 дней. Процесс стал более прозрачным, исключает посредническую составляющую, а планирование перевозчиков и грузовладельцев становится прагматичным, что влияет на эффективность их работы и благоприятно скажется на стоимости товаров и услуг. В 2023 году планируется сократить сроки предоставления услуги до 4 дней, организовать выдачу специальных разрешений по всем автомобильным дорогам Российской Федерации по принципу «единого окна».
Продолжая тему образования, проректор Российского университета транспорта Татьяна Марканич сообщила, что 1 сентября 2022 года приказом ректора РУТ (МИИТ) создана Академия дорожного хозяйства. Основная ее задача – организация отраслевого учебно–методического центра, где формировались бы все основные компетенции, которыми должен обладать выпускник, намеренный свою дальнейшую деятельность связать с дорожным хозяйством.
Основным документом для образовательной организации, которая приступает к формированию соответствующей программы, является федеральный государственный образовательный стандарт. Но, как уже было сказано, такого стандарта, предусматривающего именно компетенции по ИТС, сегодня нет.
– Исходя из этого мы пока что не вполне понимаем, какой специалист какими компетенциями, умениями, знаниями должен обладать, придя в организацию, деятельность которой связана с ИТС, – подчеркнула Татьяна Марканич. – Но работать надо, и со своей стороны я обещаю, что мы будем организовывать конференции, «круглые столы» для профессионалов, формировать комплекс компетенций, необходимый для образовательного процесса в области ИТС.
В статье используются материалы из источника:
https://transportrussia.ru/razdely/it-tekhnologii/9406-ot-importozameshcheniya-k-tsifrovomu-suverenitetu.html