Участникам вебинара рассказали об отечественном опыте использования георадаров для приемки объектов в эксплуатацию и оценки соответствия дорожно-строительных работ нормативным требованиям. Также специалисты раскрыли детали подготовки развернутых отчетов по итогам георадарных обследований и назвали ключевые документы, регламентирующие эту работу. 

Начальник управления методов проектирования автомобильных дорог Александр Кулижников посвятил доклад практике применения неразрушающего георадиолокационного метода для контроля качества строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог. В России технологию освоили более 20 лет назад. Георадарное сканирование помогает получить точную информацию о состоянии дорожных конструкций и их уязвимых точках без нарушения целостности исследуемого участка. 

«Чаще всего георадары используются для оценки состояния материалов слоев дорожной одежды, глубины расположения границ и толщины слоев. Также с их помощью проводится контроль качества на различных этапах жизненного цикла дороги. Начинались исследования с приемки скрытых работ при возведении земляного полотна на слабых грунтах», – отметил Александр Михайлович. 

Георадары эффективны при мониторинге состояния грунтов в насыпи. Обследование позволяет выявить причины просадки земляного полотна, оценить показатели плотности и влажности грунтов. Также приборы фиксируют глубину промерзания и оттаивания грунта, наличие неоднородных включений и ослабленных зон, оценивают стабилизацию грунтов в теле насыпи. 

Заместитель начальника управления методов проектирования автомобильных дорог Роман Еремин в своем докладе детально рассмотрел ОДМ 218.3.075-2016 «Рекомендации по контролю качества выполнения дорожно-строительных работ методом георадиолокации». 

«Положения, закрепленные в этом документе, не только повышают эффективность строительного контроля, но и позволяют избежать необоснованного применения разрушающих методов. Таким образом, мы боремся за долговечность дорожного полотна», – уточнил эксперт.

Кроме того, ОДМ регламентирует рекомендации к георадарному оборудованию, согласно которым прибору необходимы сертификаты соответствия и прохождение регулярного технического обслуживания. 

Доклад начальника отдела инновационных технологий в инженерных изысканиях Натальи Пудовой был посвящен обзору требований ГОСТ Р 58349-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев дорожной одежды». 

«В стандарте представлены основные требования к методике измерения толщины слоев дорожной одежды методом георадиолокации. Также представлены основные этапы обработки и интерпретации георадарных данных и оформления результатов выполненных измерений толщин слоев дорожной одежды. Это первый и единственный в России документ такого высокого уровня, который устанавливает требования к георадару как средству измерения, стандартизует методику георадарных работ и фактически легитимизирует георадарные технологии в дорожном хозяйстве», – сказала Наталья Геннадьевна. 

Отдельная часть ГОСТ Р касается требований к работе передвижных дорожных лабораторий и ограничений из-за погодных условий. Указано, что георадарные обследования запрещено проводить при высокой влажности, во время дождя и при снеготаянии.

В статье используются материалы из источника:

https://rosdornii.ru/press-center/news/novosti/eksperty-rosdornii-rasskazali-o-praktike-primeneniya-georadarov-pri-kontrole-kachestva-dorozhno-stro/