По каждому направлению определены цели, текущие проблемы и мероприятия инициатив с проведением научных исследований. Всего предусмотрено около 50 мероприятий, реализуемых соответствующими научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР). В целом по каждому направлению организована системная работа, нацеленная на конкретный результат.
В текущем году, впервые за последние полвека, специалисты вплотную занялись актуализацией требований по проектированию нежестких дорожных одежд. В результате принципиально поменяются подходы к их расчету с учетом применения многослойных моделей, которые наиболее полно воспроизводят напряженно-деформированное состояние, а также учитывают особенности и характеристики современных дорожно-строительных материалов. В 2021 году была начата многоэтапная работа по формированию новых методов проектирования дорожных одежд в условиях многолетнемерзлых грунтов с учетом резко изменяющихся климатических условий.
В части цифровизации специалисты Росавтодора завершают согласительные процедуры с Минцифры России по запуску проекта создания прототипа искусственного интеллекта в сфере проверки сметной части проектно-сметной документации.
Для реализации новой Стратегии потребовалось переформатирование внутренних процессов в контуре Росавтодора, касающихся планирования, формирования, организации выполнения, приемки и использования результатов НИОКР. Практическая работа по указанным позициям была налажена в 2021 году и показала свою высокую эффективность, а также получила одобрение экспертного сообщества.
В 2022 году в Росавтодор от организаций дорожного хозяйства поступило 149 различных предложений по тематикам научно-исследовательских работ. В целях системного обсуждения и формирования консолидированной позиции с учетом мнения отраслевых экспертов осуществлена группировка и детальная проработка поступивших предложений по 10 ключевым направлениям ям деятельности. В дальнейшем они будут рассмотрены и утверждены в виде итогового перечня на расширенном научно-техническом совете.
Сейчас широкомасштабное внедрение инноваций происходит с принятием ГОСТов. Этому предшествует комплекс мероприятий, включающий в себя разработку отраслевых дорожных методических документов (ОДМ), предварительных национальных стандартов (ПНСТ), апробацию на каждом этапе, накопление необходимой применительной практики и доработку существующих положений с последующим утверждением ГОСТа. Характерным примером такой работы является разработка и принятие комплекса национальных стандартов на системы объемно-функционального проектирования асфальтобетонных смесей, которые как раз «эволюционировали» из ОДМ. Указанный комплекс стандартов учитывает условия строительства в конкретном регионе, ключевые особенности применяемых материалов, в том числе возможность использования имеющихся в наличии в конкретном субъекте Российской Федерации. По данным технологиям подведомственные Росавтодору ФКУ устроили сотни километров дорожного покрытия. Результаты независимых испытаний доказали, что технологии полностью себя оправдали и являются эффективными.
Данный путь правильный, но долгий. В связи с этим Росавтодором совместно с ТК 418, Минстроем России, Минпромторгом России и Росстандартом проработан инструмент внедрения инноваций посредством разработки и применения Технических спецификаций, возможность использования которых недавно появилась согласно изменениям 162-ФЗ «О стандартизации». Технические спецификации — это документы по стандартизации, утвержденные соответствующим техническим комитетом. Они устанавливают характеристики, правила и принципы в отношении любой инновационной продукции.
В ближайшее время запланирована работа по разработке первой Технической спецификации в дорожной отрасли. Специально для ускорения процесса внедрения инноваций в Росавтодоре в 2022 году создан Комитет по инновациям. В его состав вошли представители заказчиков и подрядчиков из разных регионов страны. Комитет будет рассматривать предложения по внедрению инновационных технологий и материалов на объектах дорожного хозяйства, результаты апробации технологий. С учетом предложений дорожного сообщества запланирована работа по внедрению новаций на выделенных опытных участках.
Отдельное внимание дорожники уделяют мониторингу инновационных решений и технологий. Росавтодором сформирован Перечень технологий и материалов для мониторинга, а также утверждены соответствующие рекомендации по его организации. В настоящее время собрана и проанализирована информация, представленная подведомственными Росавтодору ФКУ за период 2016‒2021 гг. Проведенный анализ показал, что подавляющее большинство примененных новаций доказало свою высокую эффективность при отсутствии замечаний по качеству.
Кроме того, на постоянной основе организовано выборочное инспектирование участков трасс, на которых применялись новые технологии, в рамках проведения работ по диагностике автомобильных дорог. Параллельно с этими мероприятиями Росавтодором в 2021 году организована и выполнена работа по анализу действующих ОДМ, в ходе которой определены документы, требующие отмены или актуализации. Также разработан порядок синхронизации подготовки документов по стандартизации с подготовкой документов необходимых для включения соответствующих сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов в федеральный реестр сметных нормативов.
Совместно с Минтрансом России готовятся изменения в 257-ФЗ, которые создадут нормативную основу для установления отраслевого порядка применения новых технологий и материалов в дорожном хозяйстве. Что касается планов Росавтодора в сфере технического нормирования, то сейчас библиотека технической документации в области дорожного хозяйства обширна и объемна, а для качественного проектирования автомобильных дорог требуется знание большого количества ГОСТов, ПНСТ и др.
Для классификации и упорядочивания данных предлагается ввести информационно-технический справочник дорожной деятельности, в котором будут содержаться систематизированные сведения в определенной области, включая описание технологий, процессов, методов, оборудования и т. д. Вопрос создания таких справочников проработан Росавтодором в рамках рабочих совещаний с Минпромторгом России, Минстроем России и Росстандартом. Их разработка позволит обобщить имеющуюся нормативно-техническую документацию, что сформирует единый банк данных. К нему, как в «единое окно», смогут обращаться как инженерно-технические работники и специалисты дорожного хозяйства, так и преподаватели и студенты автомобильно-дорожных вузов. Справочник будет содержать соответствующие правила, необходимые для проведения инженерных изысканий, проектирования, строительства, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог, в том числе с учетом современных технологий и методов выполнения работ. Помимо этого, он включит в себя перечень информации, необходимой для организации строительных работ, описание конструкций, технологий и материалов.
В статье используются материалы из источника:
http://www.techinform-press.ru/images/stories/pdf/roads102/102.pdf