Техническая политика Государственной компании «Автодор» в области конструирования дорожных одежд направлена на широкое применение конструкций с повышенными потребительскими свойствами и увеличенными сроками службы. В связи с этим появляется заинтересованность во внедрении современных требований и методов испытаний. Немаловажным аспектом является квалификация лабораторий (метрологическая база, оборудование и подготовленный персонал) подрядных организаций, занятых на объектах Государственной компании «Автодор».
В соответствии с поручением Государственной компании «Автодор» с 2019 года ООО «Автодор-Инжиниринг» выступило организатором трех этапов межлабораторных сравнительных испытаний (далее – МСИ) дорожно-строительных материалов, целью которых являлась независимая оценка достоверности результатов испытаний и определение качества их проведения в лабораториях. 
Основными направлениями были выбраны такие дорожно-строительные материалы:
■ асфальтобетонные смеси;
■ битумные вяжущие;
■ геосинтетическе материалы; 
■ бетон.
В 2021 году принято решение о расширении спектра испытуемых направлений и добавлена щебеночно-песчаная смесь. Скажем прямо, что первоначально привлечение организаций к МСИ было непростым делом, так как участие в них – абсолютно добровольный выбор каждой структуры.
Но усилия были не напрасными, поскольку сейчас возрос интерес к данному мероприятию как у подрядных организаций, задействованных на объектах Государственной компании «Автодор», так и у сторонних организаций, в том числе осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации и стран СНГ.
В межсезонье 2021–2022 была проведена очередная серия МСИ. Всего в МСИ 2021–2022 приняли участие 36 организаций из 15 регионов РФ, среди которых семь научно-исследовательских институтов и 29 производственных предприятий. География участников стала гораздо шире, чем в прошлых сезонах: от Смоленска до Якутии, от Санкт-Петербурга до Краснодара.
Текущие МСИ проводились в новом формате совместно с группой компаний «УралНИИстром» с использованием современного электронного интерфейса. Это позволило участникам заносить результаты измерений в электронный протокол, при этом расчетные значения формировались автоматически. Предполагалось, что нововведение позволит объективно оценить влияние человеческого фактора на результаты лабораторных испытаний путем объективного сравнения нения электронных и бумажных протоколов (автоматизированных и ручных расчетов показателей).
Асфальтобетонные смеси были разделены на три направления:
1. определение физико-механических свойств;
2. определение эксплуатационных свойств;
3. определение зернового состава минеральной части смеси на соответствие ГОСТ 31015-2002, ГОСТ 58401.2-2019.
Процент удовлетворительных результатов составил:
■ в разрезе параметров – от 71% до 100%;
■ в разрезе участников – от 63% до 100%.


Следует отметить, что 16% участников не соблюли условия заполнения протоколов испытаний. Так, например, результаты были прописаны в других единицах измерения, ввиду чего не были приняты к обработке. Как показал анализ проведенных работ, было зафиксировано расхождение результатов определения зернового состава. По нашему мнению, данная ситуация является закономерной, так как результаты определения объемных характеристик также различаются, а значит, имеет место нестабильность испытуемого материала. 
Справедливости ради следует отметить, что асфальтобетонная смесь для данного этапа МСИ специально приготавливалась отдельно – в конце строительного сезона, когда завод уже подходил к процессу консервации. Поэтому фиксация расхождений демонстрирует нам, что все участники отнеслись к проведению испытаний ответственно, не пытаясь представить данные, соответствующие НТД.
Также считаем необходимым отметить малое количество представленных результатов (один участник из 25) по ряду эксплуатационных характеристик, определенных по методологии ГОСТ 58401.21-2019 (метод А) и ГОСТ Р 58401.11-2019. 
На собственном примере мы убедились в необходимости межлабораторных сравнительных испытаний, так как увидели ситуацию с обеих сторон: в качестве организатора и в качестве участника. В 2021 году ООО «Автодор-Инжиниринг» ввели в эксплуатацию три лабораторных поста. Они участвовали ровно на тех же условиях и принципах, что и остальные, что позволило объективно оценить результаты и провести корректирующие мероприятия в работе лабораторных постов. 
В рамках широкого внедрения современных требований и методов испытаний независимой оценки достоверности результатов и определения их качества по результатам МСИ 2021-2022 запланировано проведение открытой дискуссии со всеми заинтересованными участниками. 
 

В статье используются материалы из источника:

https://avtodor-eng.ru/storage/app/media/news-posts/new/autumn%202022/%20верстка.pdf