В условиях последствий пандемии COVID-19, нестабильности международных политических и экономических отношений, ужесточения режима применения санкций против РФ вопросы обеспечения продовольственной безопасности являются приоритетными для государства.

Основные направления обеспечения населения страны продовольствием отражены в «Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ № 20 от 21.01.2020. Ключевой целью является обеспечение всех слоев населения качественными продуктами питания в достаточных для здорового образа жизни объемах и по доступным ценам. Уровень продовольственной безопасности и независимости оценивается показателями самообеспечения страны различными продуктами (отражают удельный вес отечественного производства продовольствия и сельскохозяйственной продукции в общем объеме внутреннего потребления) и показателями экономической и физической доступности продуктов питания.

За период 2015-2020 гг. фактический уровень самообеспечения РФ вырос (в частности, достигнув 100% по мясу). За период 2016–2020 гг. производство продукции сельского хозяйства в целом увеличилось на 13,7% (в сопоставимых ценах), продукции растениеводства — на 17,7%, продукции животноводства — на 9,4%. В 23 субъектах РФ объем продукции сельского хозяйства в 2020 году превышал 100 млрд рублей. Лидирующие позиции занимали: Краснодарский край (312,4 млрд рублей); Ростовская область (263,1 млрд); Воронежская область (169,4 млрд. Лидерами по объему производства продукции животноводства являлись: Белгородская область (172,9 млрд рублей); Республика Татарстан (127,8 млрд); Краснодарский край (120,6 млрд).

Численность сельского населения в Российской Федерации на начало 2021 года составила 36,9 млн человек (25% от общей численности населения страны). Это 97,6% к уровню 2017 года. Наибольшее сокращение численности сельского населения в период 2017–2020 гг. отмечалось в Магаданской области (–22,9%), Республике Ингушетия (–18,5%), Кировской области (–10,9%). 

Одной из причин оттока населения является низкая транспортная доступность сельских населенных пунктов (СНП), которая вызвана следующими проблемами:

  • высокой долей автомобильных дорог с грунтовым покрытием, которые в весенний и осенний периоды не обеспечивают надежных транспортных связей с сельскими населенными пунктами;
  • несоответствием автомобильных дорог в сельской местности транспортно-эксплуатационным требованиям;
  • недофинансированием содержания и развития автомобильных дорог общего пользования местного значения в сельской местности;
  • отсутствием транспортной инфраструктуры на значительных по площади сельских территориях;
  • отсутствием регулярного транспортного сообщения с большим количеством СНП.

Для роста потенциала сельских территорий и повышения уровня продовольственной безопасности Российской Федерации требуется решение проблем, связанных с развитием автомобильных дорог и обеспечением сельского населения регулярным транспортным сообщением.

В Российской Федерации к началу 2021 года протяженность автомобильных дорог местного значения составила 987,8 тыс. км, из которых с твердым типом покрытия — 568,5 тыс. км, с усовершенствованным покрытием — 293,9 тыс. км, с покрытием переходного типа — 274,6 тыс. км, не отвечающих нормативным требованиям – 466,1 тыс. км (47,2% от общей протяженности автомобильных дорог местного значения).

Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения, проходящих по сельским территориям, по состоянию на начало 2021 года составила 706 тыс. км, или 71,5% от общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, из которых только половина (50,1%) имеет твердое покрытие.

Удельный вес дорог с твердым типом покрытия, проходящих по сельским территориям, варьировался от 41,9% в Северо-Западном федеральном округе до 66,7% в Северо-Кавказском федеральном округе, среди субъектов РФ — от 8,7% в Республике Тыва до 92,2% в Магаданской области. В 11-ти субъектах РФ удельный вес автомобильных дорог с твердым типом покрытия не превышал 30%, в 25-ти составлял от 30 до 50%, в 29-ти — от 50 до 70%, в 17-ти — свыше 70%.

Развитие сельских территорий сдерживает наличие сельских населенных пунктов, не имеющих связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования. Количество таких СНП на начало 2021 года составляло 42,2 тыс. ед. «Антилидерами» среди субъектов РФ являются Псковская (3 636 ед.) и Ярославская (3 258 ед.) области. 

Среди СНП, не имеющих связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования региона, преобладают населенные пункты с численностью жителей 50 чел. и менее — 85,9%.

Более 51% сельских населенных пунктов, не имеющих связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования региона, но обеспеченных по локальной автодорожной сети связью с ближайшей железнодорожной станцией, морским или речным портом (пристанью), аэропортом, относятся к населенным пунктам с численностью жителей 50 чел. и менее, 25% — к населенным пунктам с численностью от 100 до 500 чел.

Протяженность транспортных разрывов на начало 2021 года составила 217,4 тыс. км (2557 км в среднем на один субъект РФ), от 12 км в Карачаево-Черкесской Республике до 31 062 км в Красноярском крае. Численность сельских населенных пунктов, обслуживаемых автобусами в пригородном и междугородном сообщении, к началу 2020 года составила 82 тыс. единиц (на 5,6% ниже уровня 2017 года). Наибольшее снижение данного показателя за период 2018–2020 гг. было характерно для Ямало-Ненецкого автономного округа (в 11 раз), Республики Саха (Якутия) (в 9,2 раза), Магаданской области (в 4,9 раза). 

Специалисты ГК «Транспортная интеграция» по заданию Минсельхоза России выполнили оценку социально-экономических потерь из-за неразвитости сети автомобильных дорог и низкой транспортной доступности сельских территорий. По данным за 2020 год эта цифра составила около 90 млрд рублей.

Потери учитывают:

  • рост затрат на эксплуатацию автотранспортных средств на автодорогах сельских территорий, имеющих низкое транспортно-эксплуатационное состояние; 
  • рост затрат от увеличения времени нахождения в пути на автодорогах сельских территорий, имеющих грунтовое покрытие; потери от оттока населения из сельской местности, в том числе из-за низкой транспортной доступности СНП; 
  • потери продукции сельского хозяйства при транспортировке из-за низкого качества автомобильных дорог;
  • убытки предприятий сферы услуг (торговли, бытовых услуг, общественного питания и др.), расположенных в сельской местности, связанные с ухудшением их транспортной доступности в осенний и весенний периоды распутицы, когда грунтовые дороги становятся непроходимыми или труднопроходимыми из-за дождей или таяния снега.

Проведенный анализ показал, что от состояния и уровня развития автомобильных дорог, проходящих по сельским территориям, во многом зависит обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации и качество жизни сельского населения. Для дальнейшего повышения уровня продовольственной безопасности РФ и роста потенциала социальноэкономического развития сельских территорий необходимо обеспечить решение следующих задач:

  • развитие сети автомобильных дорог, задействованных в формировании транспортных связей между соседними регионами и муниципальными образованиями для активизации социально-экономического сотрудничества и увеличения объемов перевозок в межрегиональном и межмуниципальном сообщении; 
  • замена грунтового покрытия на автодорогах местного значения на твердое покрытие для ликвидации «грунтовых разрывов» между сельскими населенными пунктами и административными центрами муниципальных образований и субъектов РФ; 
  • развитие дорожной сети сельских территорий за счет строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования или их участков, формирующих: круглогодичные транспортные связи сельских поселений с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием; 
  • автодорожные подходы к предприятиям и организациям, расположенным и создающимся на сельских территориях; автодорожные подходы к объектам социальной, туристической и рекреационной инфраструктуры, расположенным и планируемым к созданию на сельских территориях; 
  • строительство автодорожных обходов малых городов, поселков и крупных сельских поселений для вывода движения транзитного автотранспорта за границы их территории; 
  • улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог местного значения для повышения эффективности перевозок и обеспечения безопасности дорожного движения;
  • сохранность и бесперебойное функционирование существующей транспортной инфраструктуры, обеспечивающей транспортную доступность сельских территорий;

Мероприятия, предусматривающие меры государственной поддержки развития автомобильных дорог в сельской местности, должны найти отражение в государственных программах «Комплексное развитие сельских территорий» и «Развитие транспортной системы Российской Федерации», а также в программах субъектов РФ и в муниципальных программах, связанных с развитием дорожного хозяйства. Решение перечисленных задач позволит улучшить транспортную доступность сельских территорий, будет стимулировать их социально-экономическое развитие, способствовать росту численности сельского населения, обеспечит рост объемов сельскохозяйственного производства и повышение уровня продовольственной безопасности Российской Федерации.

В статье используются материалы из источника:

http://www.techinform-press.ru/images/stories/pdf/roads102/102.pdf