С введением санкций западными странами программа реализации интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в России столкнулась с проблемами импортозамещения. Временным выходом в данной ситуации может стать параллельный импорт, но только полный переход на отечественное оборудование сможет полностью обеспечить бесперебойное функционирование ИТС. Об этом заявил заместитель начальника Управления интеллектуальных транспортных систем Департамента развития ИТС и проектирования ФАУ «РОСДОРНИИ» Михаил Белов на конференции «ИТС в городских агломерациях Российской Федерации. Проблемы создания и перспективы развития».

«Мы столкнулись со значительным количеством санкционных ограничений, которые коснулись практически всех тех приоритетных подсистем, которые сейчас реализуются в рамках создания ИТС в городских агломерациях <…> Сейчас регионы сталкиваются с проблемой эксплуатации того оборудования, которое было внедрено в 2020-2021 году. Как правило, часть этого оборудования иностранного производства, при чем из тех стран, которые сейчас попали в перечень стран недружественных», - сказал он.

В частности, испытываются или предвидятся проблемы в части функционирования систем управления дорожным движением: подсистема светофорного управления, контроль нарушений, мониторинг первичных событий (метео и транспортный поток), видеонаблюдение, сервисы для беспилотного транспорта.

Кроме того, проблемным местом является функционирование центров обработки большого массива данных. «Все мощные сервера, о которых идет речь при создании мощных платформ, все современные системы управления базами данных, это, как правило, оборудование, которое создается и производится в странах, которые сейчас у нас в списке недружественных», - отметил представитель РОСДОРНИИ.

Также отмечаются проблемы с системой видеонаблюдения. Практически все разработчики подобных устройств (системы фиксации ДТП и ЧС, нарушений, ПДД) завязаны на использовании видеокамер производства или европейских стран, или Японии. Сейчас это вызывает существенные опасения с точки зрения использования этих систем на постоянной основе (обеспечения бесперебойной эксплуатации этих систем).

Проблемы с управлением дорожным движением. По словам Белова, в России производятся дорожные контролеры и детекторы транспорта, но основная проблема этих устройств - комплектация, потому что на борту этих устройств зачастую установлены промышленные компьютеры и датчики, которые изготавливаются в недружественных странах.

Кроме того, есть проломы с использованием уже купленного оборудования, которое работает по лицензии. Если лицензия не продлевается, то оборудование не работает. Возможными вариантами решения данной проблемы являются закупка лицензии через третьи страны или взлом лицензии.

«Решения в рамках тех реалий, которые нас окружают: реализация параллельного импорта. Если параллельный импорт проблему не решает, то возможно применение донорского ремонта. Замена внедренного оборудование ИТС на оборудование, произведенное в странах Таможенного союза. И формирование гарантированного государством заказа оборудования для такой замены. Но все эти решения временные. Выходом из ситуации, естественно, является полный переход на оборудование российского производства или на оборудование российского производства, собранного с использованием тех компонентов, которые доступны и не вызывают проблем с их импортом», - подчеркнул эксперт.

Он также отметил, что параллельный импорт не должен быть ориентирован на новые проекты в ИТС, а должен поддержать на плаву какое-то время те решения, которые уже существуют.

В статье используются материалы из источника:

vestnik-glonass.ru/~IyCdE