Тема применения передовых технологий в автодорожной отрасли по–новому зазвучала именно сейчас, когда экономика России вступила в период структурной трансформации. В предельно сжатые сроки мы должны перенастроить инструмент внедрения инновационных решений так, чтобы технические новшества без проволочек, как можно быстрее находили свое применение на практике. В дорожном хозяйстве страны этот процесс начался еще несколько лет назад, когда в субъектах РФ стартовала реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги». Напомню, одной из его задач является применение передовых технологий и материалов. Таким образом интенсификации инновационной деятельности способствовало то, что работы по нормативно–техническому обеспечению дорожной отрасли, в том числе по стандартизации, были предусмотрены нацпроектом.
Стратегия развития инновационной деятельности Росавтодора в области дорожного хозяйства на период 2021–2025 годов направлена на поддержку основных направлений дорожной отрасли России. «Мы должны обеспечить безопасность дорожного движения, создать комфортную дорожную инфраструктуру, заботиться об экологии и рационально использовать ресурсы, совершенствовать систему управления дорожным хозяйством на основе ее цифровизации», – отметил, выступая на III международном форуме «Дорожное строительство в России: инновации, технологии, качество», заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Олег Ступников.
Внедрение инноваций в дорожной сфере должно способствовать сокращению сроков проведения работ, снижению их трудоемкости, повышению производительности труда, качества и долговечности дорожного покрытия. Достичь этих целей можно только при условии использования новых технологий, материалов и инженерных решений, а также при постоянном совершенствовании нормативно–технической базы.
Росавтодором ведется планомерная работа по формированию базы для инновационного развития дорожной отрасли: актуализация нормативных документов, апробация новых технологий и материалов. Сформирован их перечень для мониторинга. Собрана и обобщена информация, представленная подведомственными ФКУ за период с 2016 по 2021 год. Анализ показал, что подавляющее большинство используемых новых технологий и материалов доказало свою высокую эффективность. На постоянной основе организовано выборочное инспектирование участков автодорог, на которых применялись новые технологии, в рамках работ по диагностике трасс, сообщил заместитель руководителя Росавтодора.
Широкомасштабное внедрение тех или иных инновационных технологий в дорожном хозяйстве предваряет разработка соответствующего документа стандартизации, пояснил Олег Ступников. Ей предшествует системная работа по формированию стандартов организации или предварительных национальных стандартов. Затем происходит их трансформация с учетом всех замечаний и предложений. И лишь после этого специалисты выходят на разработку ГОСТа. Таким образом происходит так называемое взросление документа.
Наглядным примером может служить комплекс национальных стандартов по методу объемно–функционального проектирования. Он учитывает условия строительства в конкретном регионе, применение тех материалов, которые можно произвести именно в этом субъекте РФ. По данной технологии в подведомственных Росавтодору ФКУ были проведены соответствующие испытания, мониторинг. Замечаний к качеству производимых работ не поступило, то есть эффективность технологии подтверждена доказательным путем.
В 2022 году в Росавтодоре создан комитет по инновациям, в состав которого вошли представители заказчиков из разных регионов страны, подрядчиков и организаций дорожного хозяйства. В рамках комитета рассматриваются предложения по внедрению инновационных технологий и материалов на объектах дорожного хозяйства и результаты их опытного применения.
Ускоренное применение новых технологий – задача, поставленная временем. Современные вызовы диктуют необходимость расширения разновидности документов по стандартизации и ускорения их принятия. Оглядываясь назад, мы понимаем, насколько неверной оказалась позиция, которой придерживались некоторые компании, работающие в различных отраслях экономики: мол, зачем нам разрабатывать отечественные ГОСТы, когда есть зарубежные стандарты и технологии? Достаточно перевести их описание на русский язык, и все, можно осваивать. Ан, нет. Жизнь преподнесла таким недальновидным специалистам свой урок. Большинство зарубежных компаний (мы это наблюдаем сейчас) уходят со своими техническими решениями, стандартами. Санкции препятствуют использованию нормативно–технических документов недружественных стран. Об этом рассказал на форуме руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Антон Шалаев.
Работа на упреждение приносит свои плоды. Как сообщил Антон Шалаев, за последние три года специалисты сжали по времени процесс разработки стандартов. Если раньше нормой считался период в 24 месяца, то за прошлый год средний срок разработки стандартов по всем отраслям составил чуть более 8 месяцев. Внедрены новые инструменты стандартизации, освоены предварительные национальные стандарты, которые позволяют апробировать те или иные технические решения. И, наконец, в июле прошлого года вступили в силу изменения в федеральный закон о стандартизации, предполагающие разработку и утверждение технических спецификаций. По словам Антона Шалаева, этот новый вид документа – своего рода аналог забытых советских ОСТов, отраслевых стандартов, которые могут использоваться оперативно, поскольку регулируются внутри отрасли. Все это обеспечивает ускоренное применение технологических новшеств.
Ныне средний возраст стандартов в сфере дорожного хозяйства (а их 422 документа!) составляет 5,4 года. Сравните, 10 лет назад он достигал 17 лет. И постоянно идет обновление, каждый год принимается несколько десятков документов по стандартизации в дорожной отрасли. Ускорению в этом направлении во многом способствовало то, что работы по нормативно–технологическому обеспечению были включены в нацпроект «Безопасные качественные дороги», поскольку одной из его задач является применение новых материалов и технологий. В обеспечение нацпроекта уже принято 188 документов по стандартизации, пояснил Антон Шалаев. Причем по самым разным направлениям. Так, в 2020 году был принят первый в России ГОСТ по зимним автодорогам и ледовым переправам. Тогда же – ГОСТ, регулирующий устройство дорожных экодуков. Несколько месяцев назад утверждены первые ГОСТы, предусматривающие возможность применения технологии информационного моделирования в дорожном строительстве. Это лишь несколько примеров, доказывающих, насколько широко и системно ведется работа по стандартизации именно в обеспечение внедрения инновационных решений.
Анализируя сложившуюся ситуацию в сфере метрологии, Антон Шалаев отметил, что все государственные первичные эталоны – российского производства. Это – положительный момент. Сложнее ситуация со средствами измерений, которые используются в реальном секторе экономики, в том числе в дорожной отрасли. Здесь засилье импортных приборов, начиная от средств аналитики и кончая лабораторным, геодезическим оборудованием. Это серьезная проблема, которую нужно решать в кратчайшие сроки. Предстоит системная работа по импортозамещению средств измерения, метрологического оборудования в дорожном хозяйстве – не только лабораторного, но и того, что используется при производстве дорожно–строительных материалов и строительстве дорог. В настоящее время готовятся изменения в ряд подзаконных актов, максимально упрощающих решение вопросов, связанных с утверждением типа средств измерений и стандартных образцов. Для российских производителей средств измерений устанавливается режим максимального благоприятствования.
В статье используются материалы из источника:
https://transportrussia.ru/razdely/avtomobilnye-dorogi/8998-v-prioritete-innovatsii.html