Единственный эффективный выход – разработка и активное повсеместное внедрение интеллектуальных транспортных систем, которые будут в режиме реального времени отслеживать дорожную ситуацию, с высокой скоростью обрабатывать огромный массив поступающих данных и оперативно выдавать оптимальные решения. Тем самым будет обеспечена безопасность участников дорожного движения, вырастет комфорт перемещения, снизится вредное влияние на экологию.

Сложность и многогранность проблемы внедрения ИТС требует согласованных действий всех структур, имеющих отношение к организации дорожного движения. Это федеральные и муниципальные органы власти, перевозчики, МВД, разработчики программного обеспечения и производители компонентов для ИТС, а также МЧС, метеорологические службы, ремонтно-строительные организации, и так далее. Кроме того, хочу отметить, необходимо правовое регулирование всех аспектов, связанных с внедрением и работой ИТС – от четкого разделения полномочий федеральных, региональных и местных органов власти (в частности, в сфере проектирования и дорожного строительства), заканчивая таким непростым вопросом, как пределы доверия искусственному интеллекту и обеспечение безопасности личных данных граждан. Только при условии защищенности в правовом поле возможна эффективная работа интеллектуальных транспортных систем, а в перспективе – и беспилотных транспортных средств.

В первую очередь, разумеется, требуется разработка и принятие федерального закона об ИТС, который станет основополагающим документом в данной сфере, определив, помимо прочего, порядок взаимодействия между всеми участниками процесса, а также пределы их ответственности. Кроме того, необходимо урегулировать проблему оборота данных в рамках ИТС, и доступа таких систем к различной информации – как видится, реализовать это можно через внесение изменений в федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», а также в постановление правительства РФ №676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации».

Для эффективного мониторинга дорожной ситуации и трафика у Российской Федерации уже есть НИС ГЛОНАСС, но сейчас отсутствуют требования к единообразию протоколов, получаемых с подключенных к системе устройств, что ограничивает возможности анализа и контроля. Исправить это можно соответствующими изменениями в федеральном законе №395-ФЗ «О Государственной автоматизированной информационной системе ЭРА-ГЛОНАСС». Кроме того, необходимо наладить моментальный обмен данными между системами и подсистемами «Умного города» и «Безопасного города», МЧС и гидрометеорологической службы. Прогнозирование природных явлений, вроде снегопада, гололеда, ливня напрямую влияет на обеспечение безопасности дорожного движения, начиная изменениями в скорости транспортного потока, и заканчивая корректировкой режима работы муниципальных служб. По‑видимому, для такого межведомственного взаимодействия потребуется также внести изменения в ряд законодательных актов – в частности, в федеральный закон №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе».

ИТС – это не только возможность быстро и с комфортом добираться из точки А в точку Б. Эффективность транспорта напрямую влияет на экономику страны, уровень мобильности ее населения, общее развитие и благосостояние. Россия находится в числе тех немногих государств, которые располагают необходимыми ресурсами для запуска собственных интеллектуальных транспортных систем, есть у нас и некоторые успехи в разработке ИТС. Выстроив слаженную совместную работу, мы сможем реализовать имеющийся потенциал и достигнуть поставленных целей.

В статье используются материалы из источника:

http://www.council.gov.ru/services/discussions/blogs/136375/