Материал для дорожного покрытия — фосфогипс дорожный — разработали ученые Саратова.
Его производство отличается низкой себестоимостью, а использование увеличивает срок безремонтной эксплуатации автомобильных дорог вдвое, до 20 и более лет. На рынке дорожно-строительных материалов он не имеет аналогов. Экспериментально его тестировали при строительстве дорог с 2015 года, на сегодняшний день разработка прошла необходимую сертификацию и официально одобрена к использованию. На базе технологии получения фосфогипса дорожного ученые планируют создать линейку материалов специальной авто- и железнодорожной направленности. Разработка новых материалов является частью стратегического проекта «Химия и новые материалы» программы развития университета в рамках федеральной программы Минобрнауки России «Приоритет 2030».
Вяжущий комплексный материал фосфогипс дорожный был разработан учеными Саратовского государственного университета (СГУ) им. Н.Г. Чернышевского из отходов промышленного производства АО «Апатит». По своим эксплуатационным характеристикам фосфогипс в 2-4 раза превышает традиционно используемые материалы — щебень и песок. Прочностные и эксплуатационные характеристики вяжущего материала не только многократно превышают требования нормативной документации для дорожной отрасли, но и позволяют полностью или частично заменить щебень и песок при строительстве дорог.
«Конструкция автомобильной дороги состоит из двух основных слоев: нижнего — это все дополнительные слои до асфальтобетонного покрытия — и верхнего — это асфальтобетон (асфальт). Фосфогипс дорожный, разработанный и используемый при строительстве автомобильных дорог, создает высокопрочный нижний слой. По прочностным характеристикам он соответствует легкому бетону и обладает уникальными свойствами: не боится переувлажнения, морозостоек, не вспучивается при морозах, обладает высоким параметром гибкости, выдерживает нагрузки до 30 тонн на ось, что в два раза выше нормативных требований», — пояснил руководитель отдела инжиниринга и промышленного дизайна СГУ им. Н.Г. Чернышевского Сергей Коротковский.
Низкая стоимость материала и длительный срок эксплуатации обеспечивают высокую экономическую целесообразность его производства и применения. Стоимость работ по строительству и содержанию автомобильных дорог разных категорий оказывается на 30-70% ниже, чем при применении традиционных материалов и способов строительства нижних слоев автомобильной дороги общего пользования. Простота технологии применения фосфогипса дорожного не требует дополнительной дорожно-строительной техники по сравнению с традиционными способами строительства.
Новый материал экологически безопасен и уже прошел необходимую стандартизацию и сертификацию в государственных органах. Работа над исследованием была начата в 2015 году. Тогда же с применением нового материала начали строить первые дороги в качестве научного эксперимента. На сегодняшний день из него построено более 30 километров автомобильных дорог общего пользования регионального и федерального значения. Ученые прогнозируют, что у дорожного полотна, построенного с использованием этого материала, срок эксплуатации без применения ремонта основания дороги составит не менее 20 лет.
Почему в Саратовской области решили строить дороги из фосфогипса
В 2015 году в селе Быков отрог остро встал вопрос о новых дорогах. На двух улицах были обычные «грунтовки», которые во время дождя размывало так, что проехать получалось только на тракторе. Все понимали — нужны новые хорошие дороги, но где взять на них денег? Бюджет у села скромный. Требовался вариант, с которым получится построить надежную дорогу и при этом уложиться в бюджет. Решение нашлось — достаточно использовать дорожный фосфогипс вместо природных материалов.
6 аргументов за использование фосфогипса в дорожном строительстве
Фосфогипс заменяет до 100% песка и до 75% щебня, а стоит дешевле. В итоге затраты на строительство дорог в селе сократились почти на 30%. Снижение стоимости помогло администрации уложиться в бюджет.
При укладке слоя фосфогипса не нужен геотекстиль — после уплотнения плита не смешивается с песком, грунтом и щебнем. Такую дорогу строить проще, не нужно покупать и укладывать разделяющие материалы. Это хорошая экономия.
После уплотнения получается основание, похожее на бетонную плиту. Оно равномерно распределяет нагрузки — по таким дорогам можно ездить даже на тяжелой технике и перевозить грузы.
Дорога из фосфогипса дольше служит. Плита не впитывает воду и не трескается, а грунт под ней не промерзает — по расчетам специалистов такая дорога может обойтись без ямочного ремонта до 15 лет. Выгодно и жителям, и администрации — меньше нагрузка на бюджет села.
Материал не вредит окружающей среде и здоровью людей. Дорога проходит по территории поселка, поэтому экологическая безопасность была обязательным условием.
Почему дороги из фосфогипса начали строить только сейчас
Фосфогипс и раньше пытались использовать в дорожном строительстве. Но тогда применяли другую его форму — дигидрат, в качестве замены песка. Это сыпучий материал для сельского хозяйства — он снижает засоление почвы, улучшает ее структуру, насыщает нужными химическими элементами.
Дигидрат не утрамбовывается в монолитную плиту, поэтому его использовали как наполнитель или подсыпку, заменяли им песок. Сейчас технология изменилась — «ФосАгро» выпускает полугидрат фосфогипса специально для дорожного строительства. У него совсем другие свойства — после уплотнения материал кристаллизуется и образует прочную монолитную плиту. Специалисты «ФосАгро» разработали нормативную базу для применения, и фосфогипс официально внесли в список вяжущих дорожно-строительных материалов. Раньше технология считалась экспериментальной. Теперь фосфогипс применяют наравне с другими дорожно-строительными материалами. На сегодняшний день по технологии построено более 180 тысяч квадратных метров дорог. И число продолжает расти — дорожники все чаще используют фосфогипс в работе.
В статье используются материалы из источников:
https://dorinfo.ru/99_detail.php?ELEMENT_ID=119839
https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=52075