Заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин о формировании пятилетнего плана дорожной деятельности на 2023–2027 годы
– Марат Шакирзянович, почему, на ваш взгляд, сейчас важно утвердить пятилетнюю программу дорожного строительства?
– Нам нужна программа пятилетнего строительства для нескольких факторов. Первый фактор: в условиях санкционного давления мы должны понимать, как будем планировать работу на ближайшие годы, – с точки зрения управления финансами, с точки зрения загрузки подрядных организаций, производства строительных материалов, покупки техники. Эта плановость нужна обязательно, это такая антисанкционная мера. Это раз.
Второе. У нас в стране примерно 1 600 000 км дорог. Примерно около миллиона километров – это муниципальные дороги, около 500–550 тыс. км – региональные дороги и порядка 60–70 тыс. км – это федеральные дороги. И так как эти дороги финансировались с разных уровней бюджета, к сожалению, они не были до конца взаимоувязаны. Исходили из возможностей: например, есть на этот год деньги – делали какой–то кусок дороги, есть деньги на два года – делали второй кусок дороги. А сейчас в этой пятилетней программе мы делаем связанную сеть дорог. То есть мы ставим себе задачу в 105 агломерациях, где проживает большое количество населения, довести нормативные дороги до 85%. Это охватывает и город, и все, что вокруг агломерации, – а это и программа развития жилья, программа развития производственных сил, с этим связанная. Это первый блок вопросов.
Второй блок вопросов – все региональные дороги, которые связывают населенные пункты на уровне регионов, довести до уровня не ниже 50% в нормативном состоянии. И по этой программе мы уже в 2024 году будем иметь все такие дороги, то есть доведенные до нормативного состояния.
И третий блок вопросов – это опорная сеть. Мы в прошлом году отработали опорную сеть – это 138 тыс. км основных дорог, это федеральные и региональные, по которым движется самый большой поток машин, грузов и пассажиропоток. Их тоже предстоит привести в нормативное состояние, и все это увязать. А когда мы все это увяжем, тогда жители действительно почувствуют, что появилась связанность, появились хорошие дороги, можно быстрее ездить. Люди будут понимать, когда, к какому времени, какая дорога будет сделана. Вчера президент ее одобрил, и буквально на следующей неделе мы эту программу утвердим и будем работать, увязав все уровни бюджета.
– Если говорить о каких–то конкретных показателях, то до 2027 года что планируется сделать? Например, какое количество километров дорог построить, реконструировать в регионах?
– У нас будет построено более 4 тыс. км – это новых дорог, – четырех, шести и более полос. Мы реконструируем более 3 тыс. км, которые сделаем от двух до четырех полос. Многие в регионах знают, что из–за нехватки полос возникают большие проблемы, особенно в выходные дни. Да и что там в регионах, посмотрите, что в Москве: в выходные, когда люди едут на дачи, всегда пробки, а в воскресенье при возвращении обратно – тоже пробки, потому что не хватает пропускной способности дорог.
Поэтому мы порядка 3,2 тыс. км, где не хватает пропускной способности, с двух до четырех полос расширим. Это даст определенный плюс для увеличения трафика на дорогах.
– Один из масштабнейших проектов – проект «Запад – Восток», трасса Москва – Казань. На каком сейчас этапе находится строительство и когда планируется достроить?
– В программе, о которой я уже говорил, кроме строительства и расширения дорог есть еще отдельная подпрограмма – это наши транснациональные коридоры. «Запад – Восток» – такой транснациональный коридор. Мы его рассчитывали на Северную Европу и на Центральную Европу: он начинается от Санкт–Петербурга и идет до Москвы – это М–11, дорога построена, и мы должны к 2024 году обход Твери закончить. Дальше дорога идет – Москва – Нижний Новгород – Казань. Мы взялись за эту дорогу в прошлом году, ее протяженность 811 км. Мы планируем ее основной ход закончить в 2023 году.
Более того, я Президенту России доложил, что мы уже в этом году хотим закончить обход Владимира по этой трассе и запустить напряженный участок от ЦКАД до бетонной дороги по Московской области. Мы никогда такими темпами не работали раньше, чтобы за три с половиной года такого уровня дорогу строить.
Дальше мы будем продолжать эту дорогу до Екатеринбурга. Работы уже начаты: готовим территорию, проектирование, вынос сетей. И в этом году мы расширим дорогу от Екатеринбурга до Челябинска, полностью сделаем четырехполосную, с подъездами к городу до шести – восьми полос. И начали стройку до Тюмени. Это первый этап этой дороги.
А в пятилетнем плане мы смотрим еще дальше: продолжение дороги до Омска, Новосибирска, Горно–Алтайска, выход в Улан–Удэ, Читу и выход на Китай и Монголию. Тоже будем делать поэтапно: сначала обходы городов, и по мере загрузки трафика будем расширять дороги. То есть мы строительство этой дороги на пять лет видим, до 2027 года.
Вообще у нас план построен на пятилетку, в которую входят все объекты, которые мы обязуемся построить. И дальше мы еще видим перспективу до 2030 года. Например, дорога «Запад – Восток» до 2030 года запланирована в этом объеме.
– И летняя тема. В России стартовал туристический сезон. Как обстоят дела с автомобильными маршрутами на юге России? То есть как будет контролироваться качество дорог, решаться вопрос с пробками, в том числе на платных, той же трассе М–4 «Дон»?
– У нас основная трасса, конечно, это М–4 «Дон». Основная часть ее уже сделана, есть ряд участков, на которых мы в этом году делаем ремонт очень серьезный, порядка 50 км. И одна из таких пробок – это дорога через Аксай в Ростовской области. Мы делаем обход Аксая, потому что в этом месте действительно идет через населенный пункт большой трафик: и жители недовольны, и скорость медленная. Мы взялись его строить в прошлом году. По плану он был в 2024 году, но мы его планируем закончить в 2023–м, то есть на год раньше.
Дальше дорога доходит до Краснодара, мы делаем обход Краснодара, и дальше дорога идет до Крымского моста. Мы ее тоже в 2023 году хотим полностью закончить, сделать съезд на Анапу. Еще ряд локальных дорог в сторону Геленджика тоже будем делать. Дальше она выходит на Крым. В Крыму «Таврида» уже работает, сейчас мы проектируем и строим съезды к морю с «Тавриды», в том числе на Ялту. До Симферополя доходим этой дорогой, до Судака планируем делать, до Керчи, эти съезды мы тоже дополнительно делаем. Это тоже в пределах ближайших двух–трех лет будет сделано.
В статье используется материал из источника:
https://transportrussia.ru/razdely/avtomobilnye-dorogi/8897-nuzhno-vystroit-svyazannuyu-set-dorog.html