Хорошая и надежная освещенность автомобильных дорог, однако, в современном понимании не сводится к элементарной формуле «поставь столб, протяни провод, вкрути лампочку». Ко всему прочему, это весьма затратное мероприятие.
Федеральные и региональные заказчики уже инвестировали большие средства в создание систем по управлению наружным освещением, преследуя целью, в частности, возможность мониторить его работоспособность и не допускать перерасхода энергоресурсов. Но сейчас, спустя несколько лет активной работы в этом направлении, пришло понимание, что расчетной экономии не наблюдается. Из-за сложности технических решений данные системы работают недостаточно надежно и эффективно, да сами расходы на их создание и эксплуатации велики. В результате появился отраслевой запрос на изменение подхода к самой этой проблематике. Технологически речь идет о том, чтобы отказаться от полампового контроля в пользу группового управления наружным освещением. Такие решения могут быть гораздо менее затратны, технически проще и в целом существенно эффективнее.
Функция удаленной коррекции освещенности.
Применение данной функции предоставляет возможность корректировать потребляемую мощность и соответственно световой поток светильника (группы светильников) без применения специальных технических средств (АСУНО). Достаточно использовать шкаф управления наружным освещением с функцией диспетчеризации (по GSM или Bluetooth-каналу), также можно применить контроллер управления режимами (блок с кнопками запрограммированный определенными сценариями).
Существующие в настоящее время системы управления наружным освещением можно условно разделить на две основные категории:
- сложные, с широкими функциональными возможностями, но дорогостоящие, ненадежные и проблематичные в обслуживании;
- простые, с умеренным уровнем стоимости и надежности, но с сильно ограниченным набором функций (максимум включение/выключение).
Все указанные системы имеют схожий набор элементов в своем составе. Как правило, это: центральный пункт управления (диспетчерская); модуль управления группой светильников (к примеру, модуль группового диммирования 230/170 В, модуль полампового контроля и т. д.); светильник с функциями внешнего управления, модемом. Разработанное новое решение основано на упрощенной системе, исключающей необходимость применения сложного модуля управления группой светильников.
К примеру, диспетчер в дневное время (около полудня, с максимальной инсоляцией) подает по GSM или Bluetooth-каналу на контроллер линии или нескольких линий освещения команду на включение в режиме 70% свечения от номинального. В свою очередь контроллер, получив данную команду, транслирует ее на светильники посредством подачи серии команд. Блок декодера в светильнике распознает команду и переводит ее в один из запрограммированных режимов диммирования. Либо перевод в один из режимов диммирования производится путем простого нажатия соответствующей клавиши на встроенном в шкаф контроллере. А также возможна подстройка уровня мощности светильников с использованием переносного аккумуляторного пульта программирования, подключаемого к шкафу.
Функция удаленной коррекции освещенности применима в достаточно широком спектре ситуаций:
на этапе пуско-наладочных работ, при вводе объекта в эксплуатацию — позволяет скорректировать избыточную освещенность в пределах нормирования;
- в рамках энергосервисных контрактов по замене уличного освещения — позволяет добиться максимальной экономии электроэнергии при обеспечении минимально допустимого нормируемого уровня освещенности;
- при использовании светильников одинаковой мощности для разных категорий дорог — позволяет настроить оптимальный нормируемый уровень освещенности для каждой из категорий;
- при использовании светильников разной мощности для одной категории дорог — позволяет настроить одинаково-равномерный уровень освещенности для автодороги определенной категории в пределах установленных норм с применением светильников разной мощности, любого производителя (при наличии в составе светильника модуля с функцией «LEDTIMER-ФУКО» либо ее аналога);
- при необходимости повышения/понижения уровня освещенности пофазно на отдельной линии электроосвещения (аварийные участки, участки ремонтных работ и т. д.); корректировку возможно проводить ежедневно, но не чаще одного раза в сутки
Преимущества функции "LEDTIMER-ФУКО"
Сегодня, однако, если речь заходит о высокотехнологичных решениях, логично возникает вопрос, насколько они зависят от зыбкой и ненадежной ситуации на мировом рынке. В нашем случае с устойчивым импортозамещением все в порядке. LEDTIMER-ФУКО — отечественная разработка, реализованная воронежской компанией «Клейтон».
Если же говорить об актуальности этого решения, следует обратить внимание еще на один факт. Как известно, световая эффективность светодиодных светильников, благодаря применению новейших технологий, сейчас увеличивается практически ежегодно. Однако с момента проектирования до момента реализации проектов может проходить не один год, и старые проекты нередко реализуются на более современных, эффективных светильниках. Проблема здесь в том, что тогда экономии электроэнергии они не дают, а дают избыточную освещенность, превышающую необходимую (в соответствии с нормами) на 30-50%, а в некоторых случаях даже вдвое и более. В таких случаях решение воронежских инженеров можно считать оптимальным.
Данная функция позволяет максимально просто решать сложные задачи по оптимизации энергосбережения на уже построенном и запущенном в эксплуатацию объекте. Причем встроена в светильник она может быть и в момент производства, и в виде внешнего отдельного модуля, обладая способностью активироваться и деактивироваться в процессе эксплуатации. Важно и то, что не требуется никаких дополнительных затрат после монтажных и пуско-наладочных работ. При подземном подключении опор освещения возможна корректировка параметров мощности светильников для каждой опоры индивидуально.
В итоге функция позволяет получать максимальную экономию электроэнергии и оперативно без физического вмешательства извне изменять параметры освещенности (мощности). При работе в разгруженном режиме продолжительное время также сохраняются технические параметры светодиодов, что существенно увеличивает срок службы светильника.
Экономическое обоснование
Для наглядной иллюстрации целесообразности применения данной функции проводился светотехнический расчет. За основу взяли участок автодороги М-5 с тремя рядами движения в каждую сторону. Исходя из требований нормативной документации по освещенности, там следовало бы использовать светильник мощностью 120 Вт — применяя стандартный коэффициент запаса 1,5. Если же не учитывать его в расчетах, то уже будет наблюдаться чрезмерная переосвещенность автодороги в 1,5 раза. В случае применения ФУКО, однако, в начальный период эксплуатации можно использовать данный светильник, работающий на мощности 80 Вт (коэффициент запаса 1). Все требуемые нормативы выполняются. Далее, проводя ежегодные плановые замеры освещенности, производим плавное повышение мощности светильников с шагом в 10 Вт. При этом средняя потребляемая мощность за пять лет не превышает 100 Вт. Просчитаны расходы на устройство и содержание наружного освещения в течение пятилетнего периода эксплуатации. С учетом удорожания светильника на 1,5 тыс. рублей общая экономия составляет около 50 тыс. рублей на 1 км автодороги (затраты на блоки корректировки не существенны и в расчетах могут не учитываться). Подводя итог, уместно также отметить, что в целом семь технологий и шесть конструкций, разработанных ООО «Клейтон», включены в Реестр новых и наилучших технологий (РННТ), созданный РОСДОРНИИ в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».
В статье используются матералы из источника:
http://www.techinform-press.ru/images/stories/pdf/roads100/100.pdf