Обеспечение быстрого организованного удаления поверхностных вод с дорожного полотна, появляющихся как в результате осадков, так после таяния снега, является одним из важных задач в дорожном строительстве. это особенно актуально для дорог с основанием из искусственной земляной насыпи, характерной для скоростных трасс. однако типовые конструкции водоотвода не обладают необходимой надежностью.

При строительстве автомобильных дорог в России традиционно используют конструкцию поперечного дорожного поверхностного водоотвода, которая была разработана еще в 60-е годы прошлого столетия. Такое решение, закреплено в СТО НОСТРОЙ 2.25.103-2013 «Устройство водоотводных и дренажных систем при строительстве автомобильных дорог и мостовых сооружений». Эта бетонная конструкция состоит из приемного лотка, лотков быстротока и лотка гасителя по песчаной и щебеночной подготовке.

Как показывает практика устройства поперечного водоотвода на высокоскоростных дорогах РФ, а именно на трассе М-11, на определенных участках наблюдается до 20% разрушений целостности конструкции водоотвода, вследствие смыва оснований под бетонными лотками. Такая картина характерна особенно в течение первых 2-3 лет после окончания строительных работ и введения дороги в эксплуатацию.

На определенных участках скоростной трассы М-11, сданной в 2019 году, по сегодняшний день подрядными организациями ведутся работы по восстановлению разрушенных конструкций водоотвода. Некоторые сооружения приходится восстанавливать по 2-3 раза. Неудовлетворительная работа водоотводных конструкций приводит к аккумуляции воды на поверхности покрытия и ее проникновению в грунт земляного полотна через обочины, трещины и швы в покрытиях. Наиболее уязвимым участком является стык примыкания дорожного полотна к приемному лотку. Все это приводит к потере устойчивости откосов, что проявляется в появлении и прогрессирующем развитии оползневых зон, смыву оснований бетонных лотков и, как следствие, к нарушению целостности всей конструкции организованного водоотвода. 

Причины столь низкой степени надежности сложно объяснить лишь некачественным выполнением строительных работ, без учета фактора несовершенства самой конструкции. Необходимы специальные исследования. 

Работы по восстановлению водоотводов на дорогах должны вестись при непременном обеспечении безопасности движения на этих участках в соответствии с нормами. Устройство требуемых ограждений на дорожном полотне при ремонтных работах приводит к существенному снижению пропускной способности дороги и снижению скорости движения. При этом если при работах, проводимых согласно регламентам «Содержание», «Ремонтные работы» и «Капитальный ремонт», есть возможность планировать очередность участков, исходя из требований обеспечения оптимальной пропускной способности дороги, то восстановление конструкций поперечных водоотводов производится по факту их разрушения. Ввиду того, что такие работы, как правило, ведутся в рамках гарантийных договорных обязательств подрядчика, они не учитываются ни в одном из регламентируемых статьей расхода. К тому же отсутствуют какой-либо хронометраж и оценка влияния на пропускную способность дороги при ее сужении на участках восстанавливаемых водоотводов.

Ужесточение требований к качеству всего комплекса дорожного строительства при повышении эксплуатационных нагрузок на дороги, а также ужесточение экологических требований, непременно должно сопровождаться дальнейшим совершенствованием всех применяемых типовых конструкций, в том числе поверхностного дорожного водоотвода.

В связи с актуальностью вышеизложенной проблемы компанией ООО «Моно-Строй» разработана инновационная конструкция организованного поверхностного дорожного водоотвода, которая включает в себя блочный пенопласт в качестве основания под бетонными лотками (приемочным — на обочине, быстротока — на уклоне откоса, гасителя — на подножье насыпи), с устройством контурного дренажа вокруг всей конструкции. Разработан Стандарт организации «СТО МОНО-СТРОЙ 20126526-01-2021» «Устройство поперечного дорожного водоотвода из лотков быстротока по основе из пенопласта, с контурным поверхностным дренажом». Применение пенопласта в дорожном строительстве в РФ регламентируется ГОСТ Р 59171-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Блоки полистирольные вспененные (ППС-блоки). Технические условия», который введен с 1 августа 2021 года.

В статье используются материалы из источника:

http://www.techinform-press.ru/images/stories/pdf/new_journal/r97.pdf