Процесс массового прироста автомобильного транспорта на дорогах давно перешагнул точку, когда в умах жителей городов он предвосхищал только повышение собственной мобильности. В настоящее время мы видим, что существующая улично-дорожная сеть (УДС) тотально перегружена, а заторы, в которых простаивает персональный, общественный транспорт и автомобили экстренных служб, представляют собой глобальную проблему, особенно для городов-миллионников.

Практика показала: при невозможности сократить транспортные потоки – нужно научиться ими управлять. В эпоху повсеместной цифровизации было бы нелогично отказываться от применения интеллекта в управлении дорожным движением. Собственно, так и возникло определение – «Интеллектуальная транспортная система».

ИТС – это безопасность и комфорт.

Сегодня это целый структурированный, многоуровневый комплекс технических и программных (интеллектуальных) решений, направленных на реализацию целей мониторинга дорожной ситуации и обеспечение условий безопасности и комфорта использования личного и общественного транспорта в современных городских условиях, с условием сохранения мобильности.

ИТС – это прогнозирование.

В состав интеллектуальной транспортной системы входят модули определения и измерения параметров транспортных потоков, управления дорожным движением, подсчета пассажиропотока и управления общественным транспортом, информирования и двустороннего (интерактивного) взаимодействия участников дорожного движения, управления парковочным пространством, фиксации нарушений правил дорожного движения, прогнозирования и детектирования (определения) наступления чрезвычайных ситуаций и ДТП, мониторинга и прогнозирования метеоусловий, способных повлиять на изменения дорожных условий и многие другие.

ИТС – это выбор и альтернатива.

Состав внедряемой ИТС различается по составу: есть обязательные для внедрения подсистемы, а есть альтернативные. Так как наличие некоторых подсистем для отдельных регионов могут оказывать значительное влияние на дорожную обстановку, а где-то могут оказаться избыточными. Например, для южных регионов не будет актуальной система метеомониторинга, определяющая высокую вероятность образования наледи на дорожном покрытии или надвигающуюся метель. Именно поэтому для каждого региона определяется свой, индивидуальный комплект внедряемых подсистем ИТС. Что положительно сказывается не только на расходование бюджетных средств, но и на достижение коренных целей внедрения ИТС.

ИТС – это взаимосвязь и оперативное реагирование.

Все подсистемы ИТС тесно взаимосвязаны друг с другом: на улице пошел снег – информационные табло оповещают участников ДД о наступившей непогоде и предупреждают о возможных опасностях; увеличился пассажиропоток на определенном маршруте муниципального общественного транспорта – система оповестит диспетчера о необходимости добавить автобусов на маршрут; образовалась «пробка» – система мониторинга параметров транспортного потока внесет корректировки в работу АСУДД по изменению плана координированного управления светофорами на всем участке дороги, где образовалось затруднение; произошло ДТП – система детектирования ДТП и ЧС, распознав ситуацию, в автоматическом режиме произведет информирование оперативных служб о происшествии и его точном месторасположении.

Примеры того, какие принципы и алгоритмы заложены в ИТС, можно перечислять очень долго. И такую – комплексную, слаженную работу внедряемых интеллектуальных транспортных систем жители, к примеру, уральских городов смогут наблюдать ближе к 2024 году, когда наибольшая часть системы будет внедрена. Сейчас же мы лишь на середине пути внедрения ИТС, и очевидную пользу от наличия ИТС могут оценить лишь вовлеченные в их работу службы – ГИБДД, Центры организации дорожного движения, перевозчики, осуществляющие внутримуниципальные пассажирские перевозки.

В этом году ряд регионов поэтапно внедряет и обновляет техническое оснащение дорожных объектов. Благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» Нижний Тагил и Екатеринбург получат из областного бюджета 553 миллиона рублей на внедрение интеллектуальных транспортных систем. Соответствующее постановление принято на заседании правительства Свердловской области, которое прошло под руководством губернатора Евгения Куйвашева. Проект по внедрению интеллектуальных транспортных систем в рамках нацпроекта реализуется с 2020 года. Ожидается, что он позволит оптимизировать городской трафик, повысит безопасность дорожного движения, увеличит сохранность дорожного полотна и положительно отразится на состоянии окружающей среды. Для этого предусмотрено подключение специального оборудования, систем датчиков, разработка специального программного обеспечения для получения и анализа информации, а также, внедрение цифровых систем управления. В Нижнем Тагиле в прошлом году были модернизированы светофоры на 26 перекрестках, установлено 15 детекторов транспорта, установлены подсистема управления «умными» остановками и 10 электронных информационных табло для остановок общественного транспорта. Также велась доработка и донастройка информационных систем и разрабатывалось программное обеспечение для управления маршрутами общественного транспорта.

В Чувашии планируют внедрить «интеллектуальную транспортную систему» в пределах Чебоксарской городской агломерации. Государственным заказчиком является казённое учреждение «Центр организации и безопасности дорожного движения Чувашской Республики».  Подрядчик должен будет выполнить научно-исследовательскую работу «Проведение научных исследований, направленных на создание и внедрение интеллектуальной транспортной системы (ИТС) в Чебоксарской городской агломерации. 

В Кирове одним из первых направлений ИТС станет модернизация светофоров. В них заменят контроллеры и внедрят детекторы для анализа интенсивности транспортных потоков. Это позволит обеспечить оптимальный режим пересечения перекрёстков и уменьшить заторы. Всего планируется обновить более 50 электронных регулировщиков.

В 2022 году на реализацию мероприятий по внедрению интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в регионы будет направлено 7,35 миллиарда рублей, соглашения о предоставлении трансфертов заключены с 42 регионами, сообщило правительство в воскресенье. Согласно подписанному распоряжению, объём финансирования ИТС в регионах оказался меньше ожидаемого. Ранее правительство сообщало, что в 2020-2022 гг. на такие решения должно быть выделено 8,4 миллиарда ежегодно.

В статье используются материалы из источников:

https://d-russia.ru/soglashenija-na-poluchenie-v-2022-godu-subsidij-na-vnedrenie-intellektualnyh-transportnyh-sistem-zakljucheny-s-42-regionami-pravitelstvo.html

https://ru-bezh.ru/gossektor/news/22/04/21/v-chuvashii-planiruyut-vnedrit-intellektualnuyu-transportnuyu-si

https://ntagil.org/news/detail.php?ELEMENT_ID=264614

https://govp.info/ugmk-telekom-top-prichin,-pochemu-nuzhno-vnedryat-its-v-gorodax.html