Нормативы эксплуатационного состояния автодорог установлены ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» и ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». То есть нормативное состояние автомобильных дорог определяется именно по этим стандартам.

Нормативность автодорог по ГОСТу 33220-2015

Проезжая часть, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов. Покрытие дороги, полос безопасности у разделительной полосы и краевых полос у обочин не должны иметь загрязнений, в том числе разливов горюче-смазочных материалов, россыпи грунта, торфа и т.п., площадью 1 кв. метр и более. Это относится к дорогам всех категорий.

Продольная ровность покрытия проезжей части должна обеспечивать безопасные условия движения и не превышать определенных значений для соответствующих категорий дорог. Отметим, что определение ровности вычисляется по международному индексу ровности (IRI - International Roughness Index): значения рассчитывают по каждому 100-метровому участку полосы дороги. Для трасс категории IА и IБ ровность по индексу должна составлять не более 4,0 м/км, для дорог категории IВ и II - не свыше 4,5 м/км, для III категории - не более 5,5 м/км, для дорог IV категории - не более 6,5 м/км.

К категории IА (автомагистраль) на данный момент относится трасса М-11 «Нева» (Москва - Санкт-Петербург), к категории IБ - участок трассы А-181 «Скандинавия» в Ленинградской области, к категории IВ - участок дороги «Новосибирск - Кочки - Павлодар» в Новосибирской области, к первой технической категории - участок трассы М-4 «Дон» в Тульской области, ко второй технической категории - обход Майкопа в Республике Адыгея, к третьей технической категории - дорога «Сургут - Лянтор».

Ровность покрытия, измеряется оборудованием типа ПКРС-2 (одноколесный прицеп, буксируемый автомобилем с установленным на нем специальным сцепным устройством) или толчкомера и приведенная к показателю IRI, не должна превышать указанных значений. При этом коэффициент корреляции между значениями ровности по этим приборам и значениями IRI в результате калибровочных измерений на тестовых участках дороги по ГОСТ 33101 должен быть не менее 0,95.

Коэффициент сцепления колеса автомобиля с покрытием должен быть не менее 0,3 при его измерении по ГОСТу 33078 или другими приборами, показания которых приводят к показаниям прибора ПКРС-2У. При этом коэффициент корреляции между значениями коэффициента сцепления по этим приборам и по ПКРС-2У в результате сопоставительных испытаний на контрольном участке дороги должен быть не менее 0,95.

Любая категория дорог не должна иметь отдельных выбоин или проломов глубиной 5 см и более площадью не менее 0,09 кв. метра. Не допускается колея глубиной более 2,5 см на трассах категории IА и IБ, глубиной более 3 см - на дорогах категории c IB по IV, а также глубиной более 4 см - на других дорогах. Сдвиг, волна глубиной более 3 см не допускаются на трассах категории с IА до II, на дорогах категории III и IV этот показатель не должен превышать 5 см.

В ГОСТе также есть пункт - требования к видимости. Для обеспечения видимости не допускается устройство земляных и снежных валов, посадка деревьев и кустарников, установка наружной рекламы и других сооружений, кроме технических средств организации дорожного движения высотой более 0,5 метра в зонах треугольников видимости на нерегулируемых пересечениях и примыканиях дорог в одном уровне, на пешеходных переходах; и срезки видимости на внутренней стороне кривых в плане. На железнодорожных переездах, не оборудованных переездной сигнализацией, должна быть обеспечена видимость приближающегося поезда.

Автодороги должны быть обустроены дорожными знаками, которые соответствуют ГОСТам и национальным стандартам. Лицевая поверхность знака не должна иметь загрязнений, снежных или ледяных образований, затрудняющих распознавание его символов или надписей. Также дорожные знаки и знаки переменной информации (ЗПИ) не должны иметь следующих дефектов: отслоение более 25 % площади любого элемента изображения или повреждение более 25 % площади; снижение более удельного коэффициента световозвращения для знаков и коэффициента яркости для знаков и ЗПИ, наличие более 20 % неработающих светоизлучающих диодов любого элемента ЗПИ.

Светофоры должны соответствовать требованиям ГОСТа, не иметь дефектов, снижающих видимость их сигналов и не обеспечивающих безопасность движения. К таким дефектам относят выход из строя одного источника света или светодиодного модуля; повреждения электромонтажной схемы в корпусе светофора или электрокабеля; разрушение отражателя, отслоение от поверхности рассеивателя более 25 % площади нанесенного на него символа; отключение светофорного объекта, аварийный переход в режим «желтое мигание», не стандартное сочетание сигналов светофора; одновременное включение сигналов, разрешающих движение в конфликтных направлениях в результате отказа в работе устройства, управляющего работой дорожных светофоров; отказ табло вызывного пешеходного светофора.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям» учитываются показатели транспортно-эксплуатационного состояния автодорог, которые оказывают непосредственное влияние на безопасность дорожного движения. К таким показателям относят: отсутствие повреждений покрытия проезжей части, затрудняющих движение транспорта с разрешенной ПДД скоростью, ровность покрытия проезжей части, коэффициент сцепления покрытия. Эти параметры описаны в пунктах 5.2.1, 5.2.2 и 5.2.4 ГОСТа 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию».

Информация о соответствии автомобильных дорог нормативным требованиям формируется по результатам ежегодной диагностики автомобильных дорог в соответствии с порядком определения показателя протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, утвержденным Росавтодором в 2018 году.

В рамках диагностики для более эффективной эксплуатации и содержания автомобильных дорог федерального значения, а также расположенных на них искусственных сооружений, Росавтодором организована разработка и ведение автоматизированных баз данных (автоматизированной базы данных по мостовым и другим искусственным сооружениям (АБДМ) и банка дорожных данных (АБДД) «Дорога»). На основе данных из указанных баз принимаются решения о проведении работ на подведомственных трассах и искусственных сооружениях, рассчитывается предварительная стоимость работ, моделируется воздействие на участки автомобильных дорог и сооружения сверхнормативных нагрузок. Отчетности в АБДМ и АБДД дают представление о текущем состоянии подведомственных дорог и сооружений.

На сегодняшний день, в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» ведется работа по улучшению сети региональных и местных автодорог в стране. К 2024 году включительно в 105 крупнейших агломерациях планируют привести в нормативное состояние 85 % дорог. Также в 2024 году в нормативном состоянии должны быть 50 % региональных трасс.

В статье используется материал из источника:

https://dorinfo.ru/99_detail.php?ELEMENT_ID=108894