В Нижегородской области приступили к строительству первого в России и Восточной Европе автодорожного моста с алюминиевыми конструкциями. Мост через реку Линда длиной 72 метра возводится в городе Бор на автодороге Толоконцево – Могильцы. Уже забиты первые сваи будущего мостового сооружения, сообщает пресс-служба Алюминиевой Ассоциации.

Новый мост, открытие которого ожидается в 2024 году, расположится справа от нынешнего старого, установленного в начале 1980-х годов, и срежет угол поворота на трассе. По мосту будет организовано двухполосное движение.

Сооружение будет состоять из четырех алюминиевых пролетов по 18 метров каждый. В конструкции моста используются ортотропные плиты из алюминиевого сплава 6082Т6, способные выдерживать высокие эксплуатационные нагрузки. Стоимость работ по контракту  составляет 403,9 млн рублей. Сооружение должны сдать в эксплуатацию 30 сентября 2023 года.

Строительство уникального автодорожного моста с алюминиевыми конструкциями – это пилотный проект. В нем с самого начала принимают участие ведущие научные и производственные центры страны, в том числе МАДИ, НИУ МГСУ, ЦНИИС, ИЛМиТ, предприятия КраМЗ, Сеспель, Арконик СМЗ и другие. На предварительной стадии были проведены серия НИОКР и испытаний ортотропной плиты на полигоне НИУ МГСУ в Мытищах. Предполагается, что на мост установят датчики, в реальном времени отслеживающие состояние основных элементов конструкции. Опыт реализации пилотного проекта в Нижегородской области будет учтен в принятом Минстроем России в 2019 году своде правил СП 443.1325800.2019 «Мосты из алюминиевых сплавов. Пролетные строения». Сейчас документ распространяется только на пешеходные мосты из алюминиевых сплавов.

«Автомобильные мосты из алюминиевых сплавов – пример развития современных строительных технологий. Конструкция получается легкая, поэтому сборка и установка занимает всего несколько часов. Это экономия времени и средств. А затем такой мост практически не требует эксплуатационных затрат, в отличие от стальных мостов, которым необходимо регулярное восстановление антикоррозийного покрытия», – отмечает заведующий научно-исследовательской лабораторией НИУ МГСУ, д.т.н., профессор Андрей Коргин.

Эксперты МАДИ, АО ЦНИИС и НИУ МГСУ отмечают уникальные для строительства пилотного проекта в Нижегородской области свойства алюминиевых конструкций. Исследования показали высокие прочностные, деформативные и усталостные показатели алюминиевых конструкций. В ходе испытаний была подтверждена возможность использования конструкций из алюминиевых сплавов в пролетных строениях как новых автодорожных мостов, так и при реконструкции эксплуатируемых мостовых сооружений для приведения их в нормативное состояние по грузоподъемности и долговечности.

Основные конструкции автодорожного моста — алюминиевые ортотропные плиты — подвергались трем видам статических и усталостных испытаний без дорожного покрытия и с двумя видами покрытий: традиционного асфальтобетонного и полимерного, на эпоксидной основе. Все испытания завершились успешно. Поэтому можно с уверенностью говорить о высокой безопасности объекта.

Стоит напомнить, что именно в Нижегородской области в 2017 году впервые в современной России построили два надземных пешеходных моста из алюминия. Сегодня в регионе вновь реализуются самые передовые технологии мостостроения.

Развитие алюминиевого мостостроения в России сдерживается рядом проблем, среди которых - сложившийся за долгие годы стереотип о чрезмерной дороговизне алюминия и отсутствие полноценной нормативно-правовой базы, регулирующей применение алюминиевых конструкций для возведения различных типов мостов - автомобильных, железнодорожных и пешеходных. В России количество сооружений, обеспечивающих безопасное пересечение пешеходами дорог в разных уровнях, явно недостаточно, а статистика смертности в результате ДТП — одна из худших в мире. Кроме того, 15% из имеющихся в стране мостов находится в аварийном состоянии. Треть из пришедших в негодность мостов может быть в короткие сроки реконструирована с использованием алюминиевых сплавов. Реализация пилотного проекта Алюминиевой Ассоциации в Нижнем Новгороде позволила ускорить развитие в России мостостроения с применением алюминиевых сплавов.

Помимо перечисленных проектов, в настоящее время ведется работа по продвижению алюминиевых мостов различного назначения в регионах России. Алюминиевая Ассоциация совместно с администрациями наиболее инвестиционно-привлекательных регионов со значительным объемом строительства дорожной инфраструктуры ведет проработку перспективных проектов мостов для их реализации с применением алюминия. На текущий момент в активной стадии проработки более 30 проектов строительства мостов с применением несущих конструкций из алюминиевых сплавов. По данным объектам прорабатывается технико-экономическое обоснование для дальнейшего выделения финансирования на проектирование, изготовление несущих алюминиевых конструкций и на строительно-монтажные работы.

Эксперты ведущих научных учреждений России в письме в Минстрой уточняют — алюминиевые решения могут сделать инфраструктуру страны не только функциональной, но экологичной, безопасной и эстетичной.

Низкий удельный вес алюминиевых мостов позволяет существенно экономить на фундаментах и опорах до 30 процентов от общей стоимости, так как алюминий в три раза легче стальных конструкций и в шесть раз легче железобетона при сходных характеристиках прочности. При этом срок службы алюминиевых пролетных строений — более 70 лет. Другой значимый бонус — низкие эксплуатационные затраты на всем жизненном цикле изделия. Вот далеко не все преимущества инновационных мостов.

В рамках реализации национальных проектов в сфере строительства инфраструктуры и «зеленых» проектов ВЭБа, нацеленных на повышение качества и экологичности инфраструктуры и городской среды, безусловно, алюминиевые решения займут свое достойное место. Ведь алюминий, по мнению ведущих архитектурных бюро России и мира, материал уникальный — и с точки зрения прочностных характеристик, и с точки зрения пластичности для воплощения самых смелых творческих идей и архитектурных форм.

В статье используются материалы из источников:

https://www.metalinfo.ru/ru/news/134421

https://www.aluminas.ru/projects/bridges_and_the_superstructure_of_aluminium6099/

https://lenta.ru/articles/2021/02/20/mosts/

https://www.niann.ru/?id=576329